Основания для разработки дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы
(далее –программа):
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденнаяраспоряжением Правительства
Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Обутверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образованиядетей и взрослых».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека
2
Пояснительная записка
Данная общеразвивающая программа (далее – Программа) по формированию
пространственной комбинаторики разработана педагогическим коллективом СанктПетербургского
государственного
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения детский сад № 9 Калининского района Санкт-Петербурга.
Математическое развитие является одной из ведущих задач обучения и воспитания
ребенка в дошкольном учреждении. Для умственного развития существенное значение
имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно
влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего
мира и решения различного рода практических задач, а также успешного обучения в
начальной школе.
Содержание Программы «Занимательная математика» соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В основе программы
– принцип развивающего игрового обучения. Особую умственную активность ребенок
проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.
А также программа строится на принципах обучения: индивидуальности, доступности,
преемственности, результативности).
Игра занимает главное место в жизни ребенка. В целях интересного и продуктивного
занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо
использовать игровые упражнения, основанные на практическом применении счетноизмерительных действий, логико-математические игры. Программа не имеет возрастных
ограничений, можно начинать занятия с детьми трехлетнего возраста. Логикоматематические игры могут проводиться индивидуально и с подгруппой детей. Дети
дошкольного возраста обучаются в игровой форме через разные виды логикоматематических игр, согласно возрасту. Подбор игр проводится с учётом основных
положений:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимся к самостоятельности и
творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса
творческая организация образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
обеспечение развития ребенка в образовательном процессе;
координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; обеспечение
участия семьи в жизни группы и ДОУ в целом;
3
соблюдение преемственности в работе ДОУ и начальной школы, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка
дошкольного возраста.
Отличительной способностью и вершиной данной программы являются процессы
символизации и репрезентации, что облегчает оперирование, создают условия для
творчества.
Актуальность Программы
В официальных документах Российской Федерации имеются указания на необходимость
готовить ребенка с детства к принятию самостоятельных, творческих решений, умению
ориентироваться в
современном мире. Творчество
развивает
инициативу,
самостоятельность, активность, а эти качества необходимы в современной жизни.
Творчество играет важную роль в становлении индивидуальности ребенка. Для того,
чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создавать такие условия его
жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству,
преобразованию себя и окружающей среды. Возникает потребность в поиске, разработке
и адаптации новых подходов, которые доступны для освоения педагогу и эффективны в
работе с детьми, которые помогают ребенку раскрыться, проявить себя, творчество.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий
для себя окружающий мир.
Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к
познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для
развития ума ребенка. Так, математика по праву занимает очень большое место в системе
дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления,
учит логике. Логико – математические игры способствуют развитию внимания, памяти,
речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную
атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в
преобразовании игровой ситуации.
Новизна Программы
Заключается в построении программного материала по принципу пирамиды, когда
каждый раздел опирается на предыдущий и служит основанием для следующего, такая
структура отражает особенности мыслительной деятельности ребенка-дошкольника и
процесс усвоения нового опыта. Содержание мышления составляют знания и опыт.
Подавляющее количество знаний и впечатлений поступают из окружающего среды. Этот
процесс в психологии называется восприятием. Усвоить знания – значит «освоиться» с
ним настолько, чтобы суметь включить их в свою деятельность. Те явления, свойства,
отношения, которые в предыдущем возрасте вводились через восприятие, в каждом
последующем возрастном этапе осваиваются в процессе деятельности. Результатом
усвоения являются новые мыслительные умения и способности.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап
своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и
информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих
жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации
общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания
людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной
деятельности. Одна из ключевых задач, определенных Концепцией модернизации
российского образования – повышение качества образования. Информатизация является
важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на
повышение качества, доступности и эффективности образования. В своей практике. В
4
занятиях педагоги используют образовательные проекты, которые сами создают с
помощью ИКТ-технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» направлена
на интеллектуальное развитие личности ребенка. Данная программа рассчитана на детей с
3 до 7 лет, реализуется в течение 4 лет. Программа включает 32 занятий (в год) из расчета
4 занятия в месяц (с октября по май).
Продолжительность занятия для детей: в возрасте 6-7 лет – 30минут
Занятия проводятся по подгруппам (8-12 человек). При подаче материала учитываются
индивидуальные особенности детей, «зона ближайшего развития». Последовательность
изложения материала осуществляется по принципу от простого к сложному. Материал
программы доступен для овладения детьми данной возрастной категории. Занятия с
использованием логико-математических игр, игрового занимательного материала
подходят для детей разного возраста и степени подготовки за счет возможности регуляции
уровня нагрузки и упрощения (усложнения) игр. Для закрепления пройденного материала
используются приемы мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы). Все занятия проводятся в
группах интеллектуального назначения в виде тематической игры, состоящей из
взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким
образом, чтобы содействовать решению образовательных и развивающих задач.
Направленность данной программы
Естественнонаучная (познавательная, интеллектуальная)
Адресат программы: в реализации Программы участвуют дети старшего
дошкольного возраста (6-7 лет).
Цель — создание благоприятных условий для развития умственных способностей детей
дошкольного возраста, познавательной активности посредством математических и
логических игр, развитие пространственной комбинаторики, творческих способностей и
основных психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
Педагоги
Дети
Родители
1.Создание условий для 1. Накопление логико1.Осуществление
развития разнообразной математического опыта.
преемственности
интеллектуальной
2. Развивать логическое мышление,
детского сада и семьи
деятельности
в области
представление о множестве, операции
познавательного
познавательного
над множествами (сравнение,
характера у детей.
развития детей
разбиение, классификация,
2.Развивать у детей
дошкольного
группировка,
объединение).
интерес к решению
возраста.
3. Формировать представление о
познавательных,
2.Повышение
математических понятиях (алгоритм,
творческих,
компетентности
комбинаторных задач, к кодирование, декодирование
родителей в области
разнообразной
познавательного
информации).
интеллектуальной
развития детей
4. Развивать умения выявлять свойства
деятельности;
дошкольного
в объектах, называть их, обобщать
3.Стремление к
возраста.
объекты
по
свойствам,
объяснять
самостоятельному
3.Оказание
свойства и различия предметов.
познанию и
консультативной и
5. Способствовать развитию
размышлению;
методической
познавательной активности, развивать помощи родителям
4.Развивать у детей
познавательные процессы,
дошкольного возраста
(законным
способность автономно, мыслительные операции.
представителям) в
независимо от взрослых 6. Развивать у детей интерес к
области
5
решать доступные
задачи в разных видах
деятельности
решению познавательных, творческих
задач, к разнообразной
интеллектуальной деятельности;
7. Развитие стремления и способности
ребенка самостоятельно познавать
свойства, отношения и зависимости в
окружающем мире;
8. Обучение дошкольников
математическим представлениям на
основе мнемотаблиц, коллажей и т.д.
познавательного
развития детей
дошкольного
возраста.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом развитии
ребенка 6-7 лет, а также в познавательном, эмоциональном, социально-личностном
развитии дошкольников. Формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
С переходом детей из старшей в подготовительную дети дошкольного возраста осознают
себя более взрослыми, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди
других детей в детском саду. Дети 6-7 лет перестают быть наивными и
непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих, часто пытаются
скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды и боли. У детей
подготовительной группы становятся более выраженными индивидуальными черты в
поведении, более определенно проявляется характер, в поведении и взаимоотношениях
наблюдаются волевые проявления. Дети активны, подвижны, любознательны, охотно
проявляют инициативу в общении со взрослыми и сверстниками. Игровые действия
становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации,
усложняется и игровое пространство. У детей продолжает развиваться восприятие,
образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание.
Предполагаемые результаты
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
различать и называть форму, размер, находить проекции объемных фигур,
самостоятельно группировать предметы по сенсорным признакам (овалы,
многоугольники);
улучшение графо-моторных навыков, владение способом штрихования;
умение классифицировать предметы, пользоваться обобщенными понятиями;
владение счетов в пределах 20, знать состав числа, дальнейшее овладение большеменьше;
развитие познавательных, творческих и комбинаторных способностей и поисковой
деятельности;
раскрыть индивидуальные особенности и таланты каждого ребенка
Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
результаты педагогических наблюдений;
итоговое мероприятие, в которых подводятся итоги по прохождению Программы, в
форме открытого занятия для родителей.
Формы работы с детьми:
подгрупповые игровые занятия;
обобщающие занятия;
6
занятия – беседы;
итоговые мероприятия;
сюжетные игровые ситуации.
Календарный учебный график
дополнительного образования СПб ГБДОУ № 9
Калининского района Санкт-Петербурга
№ п\п
Содержание
1.
Режим работы ГБДОУ № 9
07.00 – 19.00
2.
Продолжительность образовательных услуг
октябрь - май
по дополнительному образованию
3.
Количество учебных недель
32 недели
4.
Сроки проведения каникул, их начало их
Каникул Уставом СПб ГБДОУ д\с № 9
окончание
не предусмотрено
5.
Перечень проводимых мероприятий
Диагностика образовательной
1
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия
30
Итоговое открытое занятие с родителями
1
6.
Сроки проведения диагностики результатов
Октябрь
образовательной деятельности по
Май
дополнительному образованию
7
Праздничные дни
1-2 января; 7 января; 23 февраля;
8 марта; 1 и 9 мая
№
1.
2.
3.
Учебный план старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Учебно-тематический план
В том числе
Перечень модулей занятий
Всего часов
практических
Формы контроля
занятий
Развитие тонкой моторики,
Результаты педагогических
зрительно-моторной
4
4
наблюдений
координации
Формирование
Результаты педагогических
математических
10
10
наблюдений
представлений
Формирование
Результаты педагогических
конструктивных навыков,
наблюдений
4
4
пространственных и
временных представлений
7
4. Общая моторика
2
2
5. Развитие памяти
6
6
4
4
2
2
6.
Развитие эмоциональноволевой регуляции
7. Развитие воображения
Результаты педагогических
наблюдений
Результаты педагогических
наблюдений
Результаты педагогических
наблюдений
Результаты педагогических
наблюдений
Итого: 32 занятий
Количество занятий
в неделю - 1 занятие
Длительность занятия
30 минут
№
1. Диагностика
образовательной
деятельности.
Вводное занятие
2. Тематические занятия
3. Диагностика
образовательной
деятельности.
Итоговое занятие
4. Итоговое открытое
занятие с родителями
Итого:
9-11
12-14
Количество занятий в год
32 занятий
Общее количество часов
в год - 16 часов
Календарный учебный график (6-7 лет)
Количество
Месяц проведения занятий
занятий
X
XI
XII
I
II
III
Тема
№ занятия
1
2
3-4
5-8
Количество занятий
в месяц - 4 занятия
Количество часов в месяц
2 часа
1
1
29
1
3
4
4
4
4
4
1
IV
V
4
2
1
1
32 занятия по 30 минут = 960 минут, 16 часов
Примерное тематическое планирование по Программе
Тема
Кол-во занятий
Выявление математических представлений детей.
1
Работа с программным материалом 1-го года обучения.
1
Число 6 и цифра 6.
2
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение
4
длины (непосредственное и опосредованное с помощью
мерки). Зависимость результата сравнения от величины
мерки.
Число 7 и цифра 7.
3
Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение
3
массы (непосредственное и опосредованное с помощью
мерки). Зависимость результата сравнения от величины
мерки.
8
15-17
18-19
20-22
23-24
25-26
27
28
29
30
31
32
Число 8 и цифра 8.
Представления об объеме (вместимости). Сравнение
объема (непосредственное и опосредованное с помощью
мерки). Зависимость результата сравнения от величины
мерки.
Число 9 и цифра 9.
Представления о площади. Сравнение площади
(непосредственное и опосредованное с помощью мерки).
Зависимость результата сравнения от величины мерки
(большая клетка – маленькая клетка)
Число 0 и цифра 0.
Число 10. Представления о сложении и вычитании в
пределах 10 на наглядной основе.
Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб,
параллелепипед. Их распознавание.
Знакомство с пространственными фигурами – пирамида,
конус, цилиндр. Их распознавание.
Символы
Итоговое открытое занятие с родителями
Повторение. Диагностика образовательной деятельности.
3
2
3
2
2
1
1
1
1
1
1
Технологии обучения в образовательном процессе
Наряду с традиционными образовательными технологиями (наглядные, практические,
словесные методы и приемы традиционной педагогики) педагоги дополнительного
образования применяют так же и инновационные (активные) технологии обучения.
Название
Задачи
технологии
Здоровьесберегающие увеличение резервов здоровья;
технологии
овладение набором простейших норм и
способов поведения, способствующих
сохранению и укрепления здоровья всеми
субъектами образовательного процесса;
формирование субъектной позиции по
отношению к своему здоровью и
ценностного отношения к своему
отношению у детей, сотрудников,
родителей
Личностногуманистическая направленность
ориентированные
содержания деятельности ДОУ;
технологии
обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий
развития личности ребенка, реализация ее
природных потенциалов;
приоритет личностных отношений;
индивидуальный подход к воспитанникам,
сотрудникам, родителям ДОУ;
субъект -субъектное взаимодействие
Игровые технологии
развитие взаимодействия
«Ребенок-ребенок»;
9
Формы организации,
методы, средства и приемы
Пальчиковая гимнастика;
Гимнастика для глаз
(Э.С. Аветисов);
Дыхательная гимнастика;
Игры, НОД;
Упражнения, игровые
упражнения;
разные виды гимнастик;
Коллективные дела, работа в
малых группах,
Технология
развивающего
обучения
Технология
проблемного,
поискового обучения,
основанная на
дидактических
принципах
Л.В. Занкова
Технологии
интеллектуального
развития
Технология детского
исследования
( А.И. Савенков)
«Ребенок-родитель»;
«Ребенок-взрослый для обеспечения
душевного благополучия»;
коррекция импульсивного,
демонстративного, протестного,
агрессивного, конформного поведения;
формирование умений и навыков
дружеского коммуникативного
взаимодействия;
решение задач «социального»
закаливания;
создание условий для развития
личностных качеств и способностей всех
субъектов открытого образовательного
пространства;
развитие навыков полноценного
межличностного общения, помогающего
ребенку понять самого себя
Технология развивающего обучения,
которая направлена на освоение не
частных способов действия, умений,
навыков, а принципов действия. Здесь
педагог выступает как партнер, функция
которого заключается не в передаче
знаний, а в организации собственной,
самостоятельной деятельности детей. Она
построена на общении детей, совместном
решении задач, педагогическом
творчестве и компетентности взрослого.
создать у детей мотивационную
ситуацию для «открытия» нового
знания или способа действий;
развивать мышление и речь
Индивидуальные,
подгрупповые игры, игровые
упражнения,
Игры с правилами
Развитие интеллекта детей дошкольного
возраста
Использование логических
блоков З. Дьенеша
ТРИЗ,
Мнемотехника
Использование технологии
А. Зака
Моделирование
(А.М. Вербенец)
Палочки Кьюзенера
Игры Воскобовича
Кубики Никитина
беседы, вопросы
сравнения
Развитие творческих способностей;
Приобретение ребенком новых знаний,
умений, навыков исследовательского
10
Метод поисковой
деятельности;
Приемы, направленные на
создание ситуации успеха и
комфортности
(Д.Б. Эльконин –
В.В. Давыдов);
Метод создания проблемных
ситуаций с элементами
самооценки (Л.В. Занков)
Технологии ТРИЗ
картинок (технология
ТРИЗ
Г.А. Альтшуллера)
Мнемотехника
Информационнокоммуникативные
технологии
Технология развития
тонкой моторики
пальцев рук и общей
моторики
поведения и обработки полученного
материал
Развивающий характер, обеспечивают
условия для проявления ребёнком своей
индивидуальности;
Формирование у детей творческого
мышления, т.е. воспитание творческой
личности, подготовленной к стабильному
решению нестандартных задач в
различных областях деятельности.
Развитие связной речи;
Преобразование абстрактных символов в
образы (перекодирование информации);
Развитие мелкой моторики рук;
Развитие основных психических
процессов – памяти, внимания, образного
мышления; помогает овладение приёмами
работы с мнемотаблицами и сокращает
время обучения.
Являются современным инструментом для
сбора и обработки информации, помогают
ориентироваться в источниках
информации и делать выводы, задавать
вопросы на интересующую тему,
проявлять творчество, побуждать искать
новые нетрадиционные формы и методы;
Повышение качества обучения;
Формирование информационной
компетентности детей, сотрудников,
родителей;
Развитие мелкой моторики рук;
Подготовка руки к письму в тетрадях
Изобретательные задачи;
Игры на творческого
мышления
Приёмы мнемотехники
облегчают запоминание у
детей и увеличивают объём
памяти путём образования
дополнительных ассоциаций.
Использование ноутбука и
Использование глобальной
сети Интернет
Использование
мультимедийных
презентаций;
пальчиковые игры,
выкладывание фигур из
палочек, раскладывание и
складывание разборных
игрушек
Перечень основных средств обучения
1. Учебные тетради "Раз - ступенька, два - ступенька...", части 1-2, являются
дополнительным пособием к программе кружка.
2. Демонстрационный и раздаточный материал.
3. Дидактический материал:
Геометрические фигуры и тела.
Наборы разрезных картинок.
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
Содержание Программы
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Период
Тема
Цель
11
Содержание
Выявление
математических
представлений
детей. Работа с
программным
материалом 1-го
года обучения.
Повторить числа 1-5:
образование, написание,
состав.
Закрепить навыки
количественного и
порядкового счета.
2
Выявление
математических
представлений
детей. Работа с
программным
материалом 1-го
года обучения.
Повторение сравнение групп
предметов по количеству с
помощью составления пар,
знаки =, ‹, ›.
Повторить смысл сложения и
вычитания, взаимосвязь
целого и частей, временные
отношения раньше – позже.
Ввести в речевую практику
термин – задача.
3
Число 6 и цифра
6.
Познакомить с образованием
и составом числа 6, цифрой 6.
Закрепить понимание
взаимосвязи между частью и
целым. Представление о
свойствах предметов,
геометрические
представления.
4
Число 6 и цифра
6.
Закрепить геометрические
представления и познакомить
с новым видом
многоугольников –
шестигранником.
Закрепить счет до 6,
представление о составе
числа 2-6, взаимосвязи целого
и частей, числовом отрезке.
Октябрь
1
12
1.Образование и запись чисел
Игра «День-ночь»
Игра «Волшебный мешочек»
2.Физ минутка
3.Запись и состав числа
Игра «Волшебные домики»
4.Пальчиковая игра
5.Закрепление представлений о
составе числа
Работа в тетради
6.Рефлексия
1.Сравнение чисел с помощью
составления пар.
2. Физ минутка
3.Смысл сложения и
вычитания.
Работа в тетради
Игра «Веселые задачки»
4.Пальчиковая игра
5.Взаимосвязь целого и частей
Работа в тетради
6.Рефлексия
1.Знакомство с числом 6 и
цифрой 6.
Игра «Поезд»
2.Физ минутка
3.Закрепление знаний о числе 6
и цифре 6
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетради
6.Рефлексия
1.Игра «В гостях у Веселого
Карандаша»
«Геометрическое лото»
2.Физ минутка
3.Закрепление представлений о
сложении и вычитании чисел
1-6
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетради
6.Рефлексия
Ноябрь
5
6
7
8
Пространственные Формировать умение
отношения:
сравнивать длины предметов
длиннее, короче.
«на глаз» и с помощью
непосредственного
наложения, ввести в речевую
практику слова «длиннее»,
«короче».
Закрепить взаимосвязь целого
и частей, знание состава
числа 1-6, счетные умения в
пределах 6.
Пространственные Формировать представление
отношения.
об изменении длины с
Измерение длины. помощью мерки.
Познакомить с такими
единицами измерения длины
как шаг, пядь, локоть, сажень.
Закрепить умение составлять
мини рассказы и выражения
по рисункам, тренировать
счетные умения в пределах 6.
Пространственные Закрепить об измерении
отношения.
длины с с помощью мерки и
Измерение длины. умение практически измерять
длину отрезка заданной
меркой.
Познакомить с сантиметром и
метром как с общепринятыми
единицами измерения длины,
формировать умение
использовать линейку для
измерения длин отрезков.
Закрепить представление о
сравнении групп предметов с
помощью составления пар,
сложении и вычитании,
взаимосвязи целого и частей,
составе числа 6.
Пространственные Закрепить умение
отношения.
практически измерять длину
Измерение длины. отрезков с помощью линейки.
Раскрыть аналогию между
делением на части отрезков и
групп предметов, ввести в
речевую практику термины
«условие» и «вопрос» задачи.
Познакомить с
использованием отрезка для
ответа на вопрос задачи.
13
1.Сравнение по длине
2.Физ минутка
3.Закрепление умений
сравнивать непосредственно по
длине
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетради
6.Рефлексия
1.Игра «Забавные человечки»
2.Физ минутка
3.Измерение длины с помощью
мерки
Практическая работа
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5. Повторение
Работа в тетради
6.Рефлексия
1.Знакомство с метром и
сантиметром
Практическая работа
2.Физ минутка
3.Практическое измерение длин
отрезков с помощью линейки
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетради
6.Рефлексия
1.Отрезок и его части
Игра «Путешествие
сороконожки»
2.Физ минутка
3.Деление на части отрезков и
групп предметов
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетради
6.Рефлексия
Число 7, цифра 7
Познакомить с образованием
и составом числа 7, цифрой 7.
Закрепить представление о
составе числа 6, взаимосвязь
целого и частей, понятие
многоугольника.
10
Число 7, цифра 7
Закрепить порядковый и
количественный счет в
пределах 7, знание числа 7.
Повторить сравнение групп
предметов с помощью
составления пар, приемы
присчитывания и
отсчитывания одной или
нескольких единиц на
числовом отрезке.
11
Число 7, цифра 7
12
Тяжелее, легче.
Сравните по массе
Закрепить представление о
составе числа 7, взаимосвязь
целого и частей, умение
изображать эти взаимосвязи с
помощью отрезка.
Закрепить пространственные
отношения, умение измерять
длину отрезка с помощью
линейки, приемы
присчитывания и
отсчитывания на числовом
отрезке.
Формировать представления
о понятиях тяжелее – легче на
основе непосредственного
сравнения предметов по
массе.
Закрепить взаимосвязь целого
и частей, представления о
сложении и вычитании,
составе числа 7.
Декабрь
9
14
1.Знакомство с числом 7 и
цифрой 7
Игра «Веселые задачки»
2.Физ минутка
3.Закрепление представлений о
числе 7 и цифре 7
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетради
6.Рефлексия
1.Количественный и
порядковый счет в пределах 7
2.Физ минутка
3.Число 7 и цифра 7
Игра «Строители»
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5. Повторение
Игра «Телефонисты»
Работа в тетради
6.Рефлексия
1.Состал числа 7. Взаимосвязь
целого и частей
2.Физ минутка
3.Измерение отрезков.
Числовой отрезок
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа с планом и картой
Работа в тетради
6.Рефлексия
1.Формирование представлений
о понятиях: тяжелее и легче
Игра «Воздухоплаватели»
Игра «Поварята»
2.Физ минутка
3.Формирование представлений
о непосредственном сравнении
предметов по массе
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
Измерение массы
Формировать представление о
необходимости выбора мерки
при измерении массы,
познакомить с меркой 1 кг.
Закрепить смысл сложения и
вычитания, взаимосвязь
целого и частей, приемы
присчитывания и
отсчитывания на числовом
отрезке.
14
Измерение массы
Закрепить представление об
измерении массы предметов с
помощью различных видов
весов, о сложении и
вычитании масс предметов.
Закрепить геометрические и
пространственные
представления, взаимосвязь
целого и частей, умение
составлять задачи по
рисункам и соотносить их со
схемами.
15
Число 8, цифра 8
Познакомить с образованием
и составом числа 8, цифрой 8.
Закрепить представление о
составе числа 7, навыки счета
в пределах 7, взаимосвязь
целого и частей.
16
Число 8, цифра 8
Формирование счетных
умений в пределах 8.
Закрепить представление об
изменении длины и массы
предметов, приемы
присчитывания и
отсчитывания на числовом
отрезке.
Январь
13
15
1.Измерение массы
2.Физ минутка
3.Зависимость результата
измерения массы от выбора
мерки. Килограмм
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
Игра «Седьмой лишний»
6.Рефлексия
1.Непосредственном сравнении
предметов по массе
Игра «В магазине»
Практическая работа
2.Физ минутка
3.Сравнение и вычитание масс
предметов
Составление задач
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
Игра «Зеркало»
6.Рефлексия
1.Знакомство с числом 8 и
цифрой 8
2.Физ минутка
3.Закрепление представлений о
числе 8 и цифре 8
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
1.Счет в пределах 8
Игра «Веселые загадки»
2.Физ минутка
3.Закрепление представлений о
числовом отрезке
Игра «Путешествие
лягушонка»
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
Число 8, цифра 8
18
Объем. Сравнение
по объему
19
Измерение объема
20
Число 9, цифра 9
Февраль
17
Повторить прием сравнения
групп предметов по
количеству с помощью
составления пар.
Закрепить представление о
составе числа 8, взаимосвязи
целого и частей, их
схематическом изображении с
помощью отрезка.
1.«На сколько больше?» «На
сколько меньше?»
Игра «Экскурсия»
Игра «Геометрическое лото»
2.Физ минутка
3.Счет в пределах 8
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
Сформировать представление 1.Непосредственное сравнение
об объеме
по объему (вместимость)
(вместимости),сравнении
Игра «Праздник в
сосудов по объему с
Простоквашино»
помощью переливания.
Практическая работа
Закрепить счетные умения в
2.Физ минутка
пределах 8, взаимосвязь
3.Закрепление представлений о
целого и частей.
составе чисел 6-8
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
Сформировать представления 1.Измерение объема
об измерении объемов с
Знакомство с приемом
помощью мерки, зависимости измерения объема с помощью
от выбора мерки.
мерки
Закрепить понимание смысла 2.Физ минутка
сложения и вычитания,
3.Измерение объемов
взаимосвязи целого и частей, пространственных фигур
представления о разностном
кубиками
сравнении чисел на
Игра «Кубики»
предметной основе, счетные
Практическая работа
умения в пределах 8.
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
Познакомить с образованием 1.Знакомство с числом 9 и
и составом числа 9, цифрой 9. цифрой 9
Закрепить умение находить
Игра «Веселые задачи»
признаки сходства и различия 2.Физ минутка
фигур, , взаимосвязь целого и 3.Закрепление представлений о
частей, сложение и вычитание числе 9 и цифре 9
на числовом отрезке.
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
Игра «Путешествие в
16
Число 9, цифра 9
Познакомить с циферблатом
часов, сформировать
представления об
определении времени по
часам.
Закрепить счет в пределах 9,
представление о цифре 9 и
составе числа 9, взаимосвязи
целого и частей.
22
Число 9, цифра 9
Закрепить представление о
составе числа 9, взаимосвязи
целого и частей, их
схематическом изображении с
помощью отрезка.
Повторить приемы сравнения
чисел на предметной основе
(составление пар), сложение и
вычитание на числовом
отрезке.
23
Площадь.
Измерение
площади
Сформировать представление
о площади фигур, сравнении
фигур по площади
непосредственно с помощью
условной мерки.
Закрепить порядковый и
количественный счет в
пределах 9, состав чисел 8 и
9, умение решать простые
задачи на основе взаимосвязи
целого и частей.
24
Измерение
площади
Закрепить приемы сравнения
фигур по площади с помощью
мерки, познакомить с
общепринятой единицей
измерения площади –
квадратным сантиметром.
Закрепить порядковый и
количественный счет в
пределах 9, смысл сложения и
вычитания, умение
Март
21
17
Сообразилию»
6.Рефлексия
1.Закрепление порядкового
счета до 9
Знакомство с циферблатом
часов
2.Физ минутка
3.Закрепление счетных умений
в пределах 9
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
Игра «Торопитесь, да не
ошибитесь»
6.Рефлексия
1.Счет и сравнение чисел в
пределах 9
Игра «Что изменилось?»
2.Физ минутка
3.Состав числа 9 и счет в
пределах 9
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
1.Формирование представлений
о площади фигур
Непосредственное сравнение
фигур по площади
Практическая работа
2.Физ минутка
3.Сравнение фигур по площади
с помощью мерки
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
1.Измерение площади
2.Физ минутка
3.Знакомство с квадратным
сантиметром
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
переходить от действий с
предметами к действиям с
числами.
Сформировать представление
о числе 0 и его свойствах.
Закрепить счетные умения в
пределах 9, представление о
числовом отрезке,
взаимосвязи целого и части.
Число 0
26
Число 0, цифра 0
Закрепить представление о
числе 0 и цифре 0, о составе
чисел 8 и 9.
Формировать умение
составлять числовые
равенства по рисункам и,
наоборот, переходить от
рисунка к числовым
равенствам.
27
Число 10
Сформировать представление
о числе 10, его образовании,
составе, записи.
Закрепить понимание
взаимосвязи целого и частей,
умение распознавать
треугольники и
четырехугольники.
28
Шар. Куб.
Параллелепипед
Формировать умение
находить в окружающей
обстановке предметы формы
шара, куба, параллелепипеда.
Закрепит представление о
составе числа 10, взаимосвязи
целого и частей, сложении и
вычитании на числовом
отрезке.
Апрель
25
18
1.Формирование представлений
о числе 0
Игра «В лесной школе»
2.Физ минутка
3.Формирование представлений
о свойствах числа 0
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
1.Закрепление представлений о
числе 0
Игра «Вспомним сказку»
2.Физ минутка
3. Закрепление представлений о
свойствах числа 0
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
1.Знакомство с числом 10
2.Физ минутка
3.Формирование представлений
о составе числа 10
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
1.Формирование представлений
о шаре, кубе, параллелепипеде
Игра «Волшебный мешочек»
Игра «Фотограф»
Игра «Найди и расскажи»
2.Физ минутка
3.Закрепление представлений о
шаре, кубе, параллелепипеде
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
Пирамида. Конус.
Цилиндр
30
Символы
31
Повторение. Игра
путешествие.
Открытое занятие
для родителей.
32
Повторение.
Диагностика
образовательной
деятельности.
Май
29
Формировать умение
находить в окружающей
обстановке предметы формы
пирамиды, конуса, цилиндра.
Закрепит представление о
составе числа 10, взаимосвязи
целого и частей, сложении и
вычитании на числовом
отрезке.
1.Формирование представлений
о пирамиде, конусе, цилиндре
Игра «Угадай-ка»
Игра «Волшебный мешочек»
Игра «Фотограф»
2.Физ минутка
3.Закрепление представлений о
пирамиде, конусе, цилиндре
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
Познакомить с
1.Формирование представлений
использованием символов для о символах
обозначения свойств
Игра «Путешествие зайчика
предметов (цвет, форма,
Пушистика»
размер)
Игра «Угадай-ка»
2.Физ минутка
3.Закрепление представлений о
символах
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Повторение
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
Закрепить представление о
1.Игра «Выбираем транспорт»
свойствах предметов,
2.Игра «Волшебная лужайка»
сложении и вычитании групп 3.Физ минутка
предметов, взаимосвязи
4.Игра «Салки – догонялки»
целого и частей,
5.Игра «Художники»
геометрические
6.Физ минутка
представления.
7.Игра «Числоград»
Повторить количественный и 8.Игра «Железная дорога»
порядковый счет, цифры 0-9, 9.Рефлексия
состав числа в пределах 10.
Способствовать развитию
1.Порядковый и
образного и логического
количественный счет в
мышления, умения
пределах 10
воспринимать и отображать,
Работа с числовым отрезком
сравнивать, обобщать,
Игра «Веселые задачки»
классифицировать,
2.Физ минутка
видоизменять и т.д.
3.Сравнение, сложение и
вычитание в пределах 10
Работа в тетради
4.Пальчиковая игра
5.Состав чисел в пределах 10
Числовой отрезок
Работа в тетрадях
6.Рефлексия
19
Список литературы
Петерсон Л.Г., Холина Н.П «Раз- ступенька, два- ступенька». Практический курс по
развитию математических представлений у детей 6 – 7 лет // методические рекомендации.
– М., Ювента, 2008.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу
«Игралочка». – М., Ювента, 2008.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Альбом «Игралочка». – М., Ювента, 2008.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под
редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П «Раз- ступенька, два- ступенька» математика для детей 6-7
лет. Часть 2 /рабочая тетрадь/.
20