Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДООП Волшебные краски 3-7 лет

Основания для разработки дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы
(далее –программа):
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденнаяраспоряжением Правительства
Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Обутверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образованиядетей и взрослых».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека

2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы.
Актуальность программы «Волшебные краски» заключается в том, что в процессе
ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные
способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот
почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития
творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность,
непосредственность, умение удивляться всему новому и
неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей –
поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать
свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать,
разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и
обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу
или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной
техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может
быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественнотворческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовнонравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного
процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим
верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в
инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей,
поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая
целесообразность программы «Волшебные краски».
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Волшебные краски»
(далее – программа): художественная. Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений изобразительного искусства, мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Адресат программы: дошкольники от 3-7 лет
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.
Задачи:
 Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
 Развивать мелкую моторику рук;
 Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
 Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить красоту.
 Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно
знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
 Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными
материалами.

3

В ходе реализации программы «Волшебные краски»
дети знакомятся со следующими техниками рисования:
 «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
 монотипия;
 рисование свечой;
 свеча + акварель;
 оттиски штампов различных видов;
 оттиск мятой бумагой;
 кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
 рисование по мокрой бумаге;
 рисование путем разбрызгивание краски;
 рисование жесткой кистью (тычок);
 рисование поролоном
 рисование ватными палочками;
 рисование акварелью, гуашью, маслинными мелками, пастелью;
 гравюра;
 пластилинография;
 обрывание салфеток;
 аппликация из ниток;
 аппликация из круп;
 аппликация из ткани;
 аппликация из плотной бумаги и картона;
 опытно-экспериментальная деятельность
1.3. Основные принципы построения программы «Волшебные краски».
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей
обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает
разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учит думать,
рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей
решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают
наблюдательность.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная
память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или
представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный
процесс.
Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной
с педагогом деятельности.
Принцип доступности материала.
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный
характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она
охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет,
старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий – один раз в неделю во второй половине дня. Длительность
занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая
4

группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка
начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа,
самостоятельная и практическая работа).
1.5. Обоснование выбора содержания программы
Образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Волшебные
краски» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной
деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности,
необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких
мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые
делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной,
познавательной, учебной).
Главное на занятиях кружка «Волшебные краски» – желание побывать в сказочном
мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако,
мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Отличительной особенностью является то, что программа разработана с учетом
требований ФГОС ДО, предполагает использование информационно-коммуникационных
технологий и внедрение их в образовательный процесс.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы
дополнительного образования «Волшебные краски»:
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть
навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
 самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного
рисования;
 выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
 давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
 проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В программе «Волшебные краски» разработан механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний,
умений и навыков.
1.7. Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 3 -7
лет
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в
группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном
месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной
материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.
Структура занятий:
1. Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года, с
сопутствующими праздниками.
2. Подготовительная работа к занятию:

5





Групповая беседа, рассматривание картин, иллюстрации или фотографии по
теме, дидактические игры, экспериментирование с художественными
материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр.
Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также
нетрадиционного бросового и природного материала, который очень
привлекает детей.

3. Проведение занятий в игровой форме (в виде путешествия, игры со
сказочным героем, перевоплощение детей в героев или во взрослых, игры в
волшебников и т.п.);
4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации.
Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый
материал к работе с учетом возможностей каждого ребенка, проводятся некоторые
занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но
обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
К концу учебного года дети овладевают следующими умениями и знаниями:
 Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по
сырому слою;
 Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
 Владение способами нестандартного раскрашивания;
 Композиционные умения;
 Проявление фантазии художественного творчества;
 Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
 Использование навыков в самостоятельной деятельности;
 Интерес к изобразительной деятельности;

Называть название цветов;
 Элементарные правила смешивание красок;
 Знать несколько способов нестандартного рисования;
 Знать правила безопасности при работе с инструментами рисования;
 Знать основную терминологию (искусство, аппликация, акварель, гуашь,
тычок, фон, оттиск);
 Формирование
предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,
самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с
другом.
Ожидаемый результат:

самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть
навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного
рисования;
 выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Способы проверки ожидаемых результатов:
 Наблюдение за деятельностью детей.
 Систематическая организация выставок внутри детского сада.
 Открытые занятия для родителей и сотрудников.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание разделов программы
6

Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для детей
3-4 лет (1-ый год обучения)
Тема занятия
Нетрадиционны Программные задачи
е техники
Рисование
- познакомить с нетрадиционной
«Дождик,
пальчиками
изобразительной деятельностью
дождик»
рисования пальчиками;
- учить рисовать дождик из тучек,
передавая его характер
Рисование
- продолжать знакомить с техникой
«Весёлый
пальчиками
рисования пальчиками;
мухомор»»
- учить наносить ритмично и равномерно
точки на всю поверхность бумаги
Рисование
- освоение техники рисование ладошкой;
«Рыбка»
ладошкой
- развивать творческое воображение,
внимание, мелкую моторику и
координацию движения рук
Оттиск печаткой - познакомить с техникой оттиска
«Грибы»
из картофеля
печатки из картофеля;
- учить дорисовывать травку пальчиком.
Оттиск
пробкой,
- закрепить технику печатания печаткой
«Ягоды и
печаткой из
из картофеля, познакомить с приёмом
яблочки»
картофеля (круги печатания ватной палочкой;
разной
- учить рисовать ягоды и яблоки,
величины)
рассыпанные по тарелке, используя
контраст размера и цвета.
Рисование
- учить рисовать на ветке ягоды
«Рябинка»
пальчиками
(пальчиками) и листики (примакиванием)
Рисование
- учить рисовать веточки, украшать в
«Птицы клюют
пальчиками,
техниках рисования пальчиками и
ягоды»
оттиск пробкой
печатания пробкой (выполнение ягод
разной величины и цвета)
Аппликация
Наклеивание готовой формы (репки) и
Выросла репка
(коллективная
дополнение самостоятельно
большая работа)
подготовленными элементами
пребольшая
(листьями);
- освоение техники обрывной
аппликации
Рисование
- познакомить с техникой рисования
«Мои любимые
«тычком» полусухой жесткой кистью по
домашние
заранее нарисованному контуру
животные»
животного на бумаге;
- учить имитировать шерсть животного
Рисование
- изображение тучи и града ватными
«Град, град!»
ватными
палочками
палочками
Декоративное
- знакомство с явлением контраста;
«Светлячок»
рисование
- рисование светлячка на черной бумаге
Аппликация из
- создание композиции из готовых форм
«Листопад»
7

Декабрь

«Мои
рукавички»

«Маленькой
ёлочке холодно
зимой»

листьев
Оттиск
печатками из
картофеля,
пробкой,
рисование
пальчиками.
Рисование
пальчиками,
оттиск
печатками.

«Новогодние
игрушки»
«Елочка
пушистая,
нарядная»

Лепка из
соленого теста
Тычок жесткой
полусухой
кисточкой,
рисование
пальчиками.

«Северный
мишка»

Тычок жесткой
полусухой
кистью.

«Вьюгазавируха»

Декоративное
рисование

«Снежинка»

Пластилинограф
ия

«Веселый
снеговичок»
«Мое любимое
дерево»

Рисование
манной крупой
Сангина, уголь
по желанию.

«Цветочек для
папы»

Оттиск
печатками из
картофеля
(цветочек)

«Моя любимая
чашка»
«Шапка для
куклы»
«Мимоза для
мамы»

Рисование

Январь

Февраль

Март

Аппликация из
ниток
Рисование
пальчиками.
8

(листьев) разного цвета на голубом фоне
- упражнять детей в технике печатания;
- закрепить умение украшать предмет
несложной
формы, нанося рисунок по возможности
равномерно на всю поверхность.
- закрепить умение рисовать пальчиками;
- учить наносить отпечатки по всей
поверхности листа (снежинки, снежные
комочки);
- учить рисовать елочку.
- моделирование игрушек для
новогодней елочки
- упражнять в технике рисования тычком
полусухой, жесткой кистью;
- продолжать учить использовать такое
средство выразительности, как фактура;
- закрепить умение украшать рисунок,
используя рисование пальчиками.
- упражнять в технике тычка полусухой
жесткой кистью;
- продолжать учить использовать такое
средство выразительности, как фактура.
- рисование хаотичных узоров в технике
по мокрому;
- раскрепощение рисующей руки
- знакомство с новым методом
(пластилинография);
- учить изображать снежинку с помощью
пластилина
- помочь детям освоить новую технику
рисования крупой манки
- закрепить умение рисовать деревья
сангиной, углем;
- упражнять в рисовании прямых линий
со средним нажимом на палочку сангины
или угля (чтобы линия была хорошо
видна, и чтобы мелок не сломался).
- упражнять в печатании с помощью
печаток;
- закреплять умение дорисовывать у
полураспустившихся цветов стебельки и
листочки.
- закрепить умение украшать простые по
форме предметы
- учить приемам наклеивания мелко
нарезанной пряжи
-упражнять в рисовании пальчиками,
скатывании шариков из салфеток;

«Солнышко»

Рисование
ладошками

«Букет цветов»

Рисование с
элементами
аппликации
Лепка
(пластилинограф
ия)
Экспериментиро
вание
Рисование
свечой.

«Сосулькивоображульки»

Апрель

Май

«Волшебные
картинки»
(волшебный
дождик)

«Жили у бабуси
два веселых
гуся»

Рисование
ладошкой.

«Удивительный
зонтик»

Аппликация из
мятой бумаги

«Пасхальное
яйцо»

Лепка
(пластилинограф
ия)
Рисование
ладошкой.

«Травка»

«Праздничный
салют»
«Божьи коровки
на лужайке»

Рисование

«Цыпленок»

Рисование мятой

Рисование
пальчиками.

9

- закрепить навыки наклеивания.
- познакомить с техникой печатания
ладошками;
- учить быстро наносить краску на
ладошку и делать отпечатки - лучики у
солнышка
- создание красивых композиций:
наклеивание вазы из фактурной бумаги и
составление букета из бумажных цветов
- создание воображений в виде
вытянутого треугольника

- познакомить с техникой рисования
свечой (волшебный дождик);
- упражнять в умении аккуратно
закрашивать лист жидкой краской. Затем
каждый получает волшебную картинкулист с уже нанесенным свечой рисунком
и аккуратно закрашивает ее.
- продолжать учить использовать ладонь
как изобразительное средство:
окрашивать ее краской и делать
отпечаток (большой пальчик смотрит
вверх, остальные в сторону);
- закрепить умение дополнять
изображение деталями.
- освоение навыками скручивания,
комкания нарезанных кусочков цветной
бумаги и приклеивания их к рисунку
зонта
- украшать заготовки пасхальных яиц
пайетками и пластилином
-упражнять в технике печатания
ладошкой;
- закрепить умение заполнять
отпечатками всю поверхность листа.
- совершенствовать технику рисования
«тычком»
- продолжать упражнять детей в технике
рисования пальчиками. Закрепить умение
равномерно наносить точки на всю
поверхность предмета, рисовать травку
различных оттенков (индивидуальная
деятельность) или обрывать бумагу для
получения полосок различных оттенков
(коллективная деятельность).
- создание монохромной композиции на

бумагой

Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

цветном фоне;
- рисование пальчиками, мятой бумагой

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для
детей 4-5 лет (2-ой год обучения)
Тема занятия
Нетрадиционные
Программные задачи
техники
Рисование ватными -познакомить детей с нетрадиционным
«Подсолнух»
палочками
приёмом рисования ватными палочками.
(пуантилизм)
Аппликация из
- создание красивых композиций из
«Ежик»
семян ясеня с
природного материала
элементами
рисования
- продолжать освоение техники
«Яблоки поспели» Лепка
(пластилинография) пластилинография
Аппликация из
- научить детей изготавливать
«Белый гриб»
крупы с
аппликацию из разных видов круп
использованием
сухих листьев
Рисование
- познакомить детей с техникой печатанья
«Листья, листья,
листьями;
листопад»
- учить смешивать краски, получая
оранжевый цвет (красную с желтой)
Аппликация из
- продолжать знакомить детей с техникой
«Березонька»
рваной бумаги
– аппликация из рваной, мятой бумаги
Рисование ватными - учить изображать натюрморт;
«Ветка рябины в
палочками
- учить смешивать цвета для изображения
вазе»
ягод
Аппликация из
- создание красивых композиций из
«Звездопад»
сухих листьев
природного материала
Аппликация из
- научить детей выражать образ любимого
«Винни-Пух»
ниток
героя в аппликации из ниток
«Чашка в точках» Рисование ватными - учить переводить контур чашки по
палочками
трафарету простым карандашом;
- учить рисовать узор на чашке ватными
палочками
Аппликация- знакомство с техникой аппликативной
«Тучи по небу
мозаика с
мозаики: разрезание узких белых полосок
бежали»
элементами
белого цвета на кусочки и наклеивание в
рисования
пределах нарисованного контура
Рисование с
- изображение и оформление перчаток
«Мои перчатки»
элементами
своей руки
аппликации из
шерстяных ниток
Рисование
- познакомить с жанром - пейзаж
«Первый снег»
Аппликация из
- воспитывать у детей терпение,
«Снеговичок»
шерстяных ниток
усидчивость и желание творить
«Украсим елочку» Пластилинография - расширять знания детей об истории
10

Январь

Февраль

«Вьюга-завируха»

Декоративное
рисование

«Морозные
узоры»
«Золотая рыбка»

Рисование

«Белый медведь»

Рисование

«Моя шапка»

Аппликация из
ниток
Аппликация из
мятой бумаги
Аппликация с
элементами
рисования

«Валентин-ка»
«Подарок для пап
и дедушек»

«Весеннее
солнышко»

Томпонирование
(поролоновый
тампон),
прорисовка
угольком стволов
берез.
Восковые
мелки+акварель,
черный
маркер+акварель
Печать по
трафарету,
рисование
пальчиками
Рисование
ладошками

«Ваза с цветами»

Аппликация

«Жираф»

Рисование

«Ракеты в
космосе»

Печать по
трафарету

«Белая береза»

«Портрет зимы»

Март

Апрель

Пластилинография

«Открытка для
мамы»

11

новогоднего праздника
- рисование хаотичных узоров в технике
по мокрому;
- раскрепощение рисующей руки
- рисование новой техникой – свеча +
акварель
- продолжать обучать работать с
пластилином
- упражнять в технике тычка полусухой
жесткой кистью;
- продолжать учить использовать такое
средство выразительности, как фактура.
- продолжать учить приемам наклеивания
мелко нарезанной пряжи
- продолжать учить технике-аппликации
из мятой, скомканной бумаги
Тематическое занятие к празднику 23
февраля.
- учить создавать образ праздника через
аппликацию из крупы
- познакомить с приемом рисования
зимней и березы поролоновым тампоном.

- закрепить умение рисовать человека
восковыми мелками или маркером,
украшать деталями, тонировать лист в
цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый).
- совершенствовать умения детей в
данных изобразительных техниках.
- закрепить умение рисовать в технике
печатания ладошкой, навыки
коллективной деятельности;
- учить смешивать разные краски
(желтую, красную, оранжевую) прямо на
ладошке
- продолжать учить делать аппликацию из
шерстяных ниток
- упражнять в рисовании пальчиком пятна
на заданном силуэте
- продолжать учить смешивать различные
краски (синюю, голубую, фиолетовую,
черную) прямо на листе бумаги;
- закрепить умение печатать по
трафарету.
- учить рисовать ракеты, летящие ракеты.

Май

Месяц
Сентябрь

«Цыплята»

Комкание бумаги
или обрывание

«Весеннее
солнышко»

Пластилинография
и аппликация из
макарон
Рисование

- закреплять рисование «тычком» (крону
дерева)
Рисование
- познакомить детей с техникой рисования
на сыром листе
Рисование
- закрепить способ примакивания (листья)
«Ветка вербы»
и рисование пальцем (вербы)
Рисование
- помочь детям освоить новый вид
«Плюшевый
техники – рисование поролоновой губкой
медвежонок»
Восковые мелки и
«Одуванчи-ки»
Образовательные:
акварель, печатание - закрепить умения детей в данных
печатками.
техниках;
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для
детей 5-6 лет (3-тий год обучения)
Тема занятия
Нетрадиционные Программные задачи
техники
Рисование
-познакомить детей с нетрадиционным
«Гроздь
ватными
приёмом рисования ватными
черноплодной
палочками
палочками.
рябины»
(пуантилизм)
«Весна, весенние
деревья»
«Салют Победы»

«Грибы в
корзинке»

(Печать
поролоном +
печать листьями

Учить в своей работе сочетать
несколько техник. Развивать внимание,
усидчивость, аккуратность.
.Воспитывать самостоятельность в
работе.

«Краски лета»

Декоративное
рисование
Монотипия
(рисование)

- Создание беспредметных композиций,
абстракции
- знакомство с техникой монотипия

«Осенние
листья»

Печать листьями

«Астры»
(с натуры)

Рисование
пастелью

- познакомить с техникой печатания
листьями;
- учить использовать для создания
образа сочетание разных цветов (тёплые
тона).
- учить анализировать натуру, выделяя
её особенности (форму вазы, вид и
величину цветов, форму лепестков); -

«Лебеди на
пруду»
Октябрь

- закрепить умение комкать салфетки или
обрывать их и делать цыплят,
дорисовывать детали пастелью (травку,
цветы) и черным маркером (глазки, клюв,
ножки).
- продолжать осваивать новую технику –
аппликация и пластилинография

12

закрепить приёмы рисования пастелью.
«Золотая
волшебница
осень"
«Осеннее
дерево»
«Ёжики»

Ноябрь

Декабрь

Тычкование

- упражнять детей в рисовании
техникой тычкование;
- учить передавать в рисунке красоту
осенней природы.
Пластилинография - продолжать работать в данной технике
Тычкование
жёсткой кистью

«Осенний
пейзаж»

Тычкование

«Первый снег»

Монотипия.
Рисование
пальчиками.

«Чудесные
превращения
кляксы»
«Снежинки»

Кляксография

«Зимние
узоры»
«Ёлочка
нарядная»

Кляксография

«Мои
рукавички»
«Зимняя ночь»

Аппликация из
ниток
Чёрно-белый
граттаж

Рисование манкой

Рисование
пальчиками,
акварель+
восковые мелки

Январь

13

- закрепить умение пользоваться
техниками «тычкование жёсткой
кистью», «печать смятой бумагой»;
- учить рисовать ёжика тычками без
предварительного прорисовывания
карандашом, дополнять изображение
подходящими деталями.
- упражнять детей в
рисовании техникой тычкование
(жёсткой кисточкой, ватной палочкой);
- учить создавать осенний пейзаж.
- учить рисовать дерево без листьев в
технике монотипии;
- закрепить умение изображать снег,
используя рисование пальчиками.
- свободное экспериментирование с
разными материалами и инструментами
- познакомить детей с техникой
рисования манкой (наносить рисунок
снежинки кисточкой с клеем, затем
посыпать манкой)
- познакомить с изобразительной
техникой – кляксография.
- учить изготавливать плоскостные
ёлочные игрушки (в технике акварель+
восковой мелок) для украшения ёлочки
(коллективная работа, выполненная
обрыванием);
- закрепить умение украшать различные
геометрические формы узорами, как на
ёлочных игрушках, украшать ёлочку
бусами, используя рисование
пальчиками.
- продолжать обучать аппликации из
шерстяных ниток
- познакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой чёрно-белого
граттажа;
- учить передавать настроение тихой
зимней ночи с помощью графики;
- упражнять в использовании таких

«Филин»

Тычок полусухой
жёсткой кистью.

«Зимний лес»

Печать по
трафарету,
рисование
пальчиками
Аппликация из
ниток и
гофрированной
бумаге
Томпонирование
(поролоновый
тампон),
прорисовка
угольком стволов
берез.
Рисование

«Снегири и
снежинки»
Февраль

«Белая береза
под моим
окном»

«Пингвины на
льдине»

Март

«Портрет
зимы»

Восковые
мелки+акварель,
черный маркер+
акварель

«Валентин-ка»

Аппликация из
мятой бумаги
Печать по
трафарету,
рисование
пальчиками

«Открытка
для мамы»
(мамины
любимые
цветы)
«Подснежники
для мамы»

«Весеннее
настроение»

Акварель +
восковой мелок

Рисование по
мокрому фону
14

средств выразительности, как линия,
штрих.
- учить создавать выразительный образ
филина, используя технику тычка и
уголь;
- развивать умение пользоваться
выразительными средствами графики;
- закрепить навыки работы с данными
материалами
- упражнять в рисовании по трафарету;
- закрепить умение рисовать
деревья сангиной, рисовать пальчиками.
- моделирование птиц из скомканных
комочков бумаги, моделирование
снежинок
- познакомить с приемом рисования
зимней и березы поролоновым
тампоном.

- учить изображать снег, лёд и
полярную ночь, используя
гуашь различных цветов;
- закрепить понятие о холодных цветах;
- упражнять в аккуратном закрашивании
всей поверхности листа.
- закрепить умение рисовать человека
восковыми мелками или маркером,
украшать деталями, тонировать лист в
цвета зимы (голубой, синий,
фиолетовый).
- продолжать учить технике-аппликации
из мятой, скомканной бумаги
- совершенствовать умения детей в
данных изобразительных техниках;
- учить располагать изображения поразному.
- учить рисовать подснежники
восковыми мелками, обращая
особое внимание на склонённую
головку цветков;
- учить с помощью акварели передавать
весенний колорит.
- закрепить умение рисовать
по мокрому фону;
- учить смешивать разные краски,

Апрель

Май

Месяц
Сентябрь

«Музыкальный рисунок»
«Космос»

Рисование

«Скворушка»

Печать
поролоновыми
тампонами,
ватными
палочками
Изонить

«Волшебные
цветы»
«Пасхальное
яйцо»
«Как я люблю
одуванчики»

Набрызг,
печать
поролоновыми
тампонами

Лепка рельефная
Восковой мелок +
акварель,
обрывание,
тычкование

«Берёзовая
роща»

Рисование свечой

«Сады цветут»

Рисование
пальчиками,
тычками

«Веселый
клоун»

Лепка рельефная

переходить от одного цвета к другому.
- развивать чувство цвета посредством
музыки и рисования
- учить создавать образ звёздного неба,
используя смешение красок, набрызг и
печать, дополнять рисунок деталями
(космические корабли, планеты и т.д.);
- упражнять в рисовании с помощью
данных техник
- закрепить технику печатания, учить
создавать художественный образ,
дополнять рисунок деталями.

- познакомить с техникой изонити
- развивать воображение, интерес к
процессу и результату лепки
- совершенствовать умения в данных
техниках;
- учить отображать облик одуванчиков
наиболее выразительно,
использовать необычные материалы
для создания выразительного образа
- закрепить умение рисовать свечой и
акварелью;
- учить создавать выразительный образ
берёзовой рощи.
- закрепить умение продумывать
расположение рисунка на листе,
сочетать разные техники рисования,
продумывать композицию.
- продолжать знакомить детей с жанром
- портрет

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для
детей 6-7 лет (4-тый год обучения)
Тема занятия Нетрадиционные
Программные задачи
техники
Восковые
- продолжать осваивать технику
«Морской
мелки+авкварель
мелки+акварель
закат»
Аппликация с
- закрепить умение продумывать
«Осень в
элементами рисования
расположение рисунка на листе, сочетать
летнем саду»
разные техники (Аппли кация и рисование),
продумывать композицию
Лепка и аппликация
- выявление уровня владения пластическими и
«Бабочкиаппликативными способностями
красавицы»
Рисование вилкой
-знакомство с техникой рисования вилкой
«Хитрая
лиса»
15

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

«Осенние
картины»
«Совушка»

Аппликация из листьев

«Осенние
мотивы»
«Пейзаж у
моря»
«Ветка
рябины»
«Превращения кляксы:
животные,
которые я
придумал
сам»
«Тихо ночь
ложится на
вершины
гор»
«Северное
сияние»
«Узор на
окне»
«Зимняя
сказка»
«Игрушки на
ёлку»
«Мои
рукавички»
«Семья
снеговиков»
«Снегирь»

Рисование

«Пушистые
картинки»
«Зимний лес»

Аппликация из ниток

«На дне
морском»
«Валентинка»
«Подарок на
23 февраля»
«Северное
сияние»

Лепка рельефная

«Алая заря»

- создание аппликаций из природного
материала
- продолжать обучать приемами работы с
пластилином
- продолжать осваивать технику раздувания
краски
- учить технике зеркально симметричных
изображений
- продолжать обучать приемами работы с
пластилином
- свободное экспериментирование с разными
материалами и инструментами

Пластилинография

Рисование
Пластилинография
Кляксография

Аппликация из мятой
фактурной бумаги
(бумажная пластика)

- создание композиции в технике бумажной
пластики

Рисование

- по мокрому листу

Аппликация из ниток

- продолжать учить аппликации с
применением ниток
- продолжать обучать приемами работы с
пластилином
- создание новогодних игрушек

Пластилинография
Тестопластика
Аппликация из ниток

- продолжать обучать аппликации из
шерстяных ниток
- рисование тычком

Рисование
Лепка рельефная

Аппликация

- закрепить приемы скатывания,
расплющивания, промазывания
- продолжать учить аппликации с
применением ниток
- упражнять в рисовании по трафарету;
- закрепить умение рисовать
деревья сангиной, рисовать пальчиками.
- закрепить приемы скатывания,
расплющивания, промазывания
- вызывать желание создавать открытки

Роспись по гипсу

- познакомить с новой техникой

Рисование с
элементами
аппликации
Рисование по мокрому

- самостоятельный поиск способов
изображения северного сияния

Печать по трафарету,
рисование пальчиками

- рисование восхода солнца
16

Апрель

Май

«Букет
цветов»
«Весенний
пейзаж»
«Веселый
портрет»
«Чудописанки»
«Нежный
подснежник»
«Верблюд в
пустыне»
«Волшебные
цветы»
«Открытка
на 9 Мая»
«Ёжик на
поляне»
«Ветка
каштана»
«Черемуха»

листу
Рисование

Изонить

- закреплять умение пользоваться знакомыми
техниками
- продолжать учить рисовать в стиле
монотипия
- учить составлять портрет из отдельных
частей
- уточнение представление о композиции и
элементах декора славянских писанок
- продолжать учить аппликации с
применением ниток
- знакомство с новой техникой – расчесывание
красок
- продолжать знакомить с техникой изонити

Пластилинография

- закрепление работы с техникой

Рисование

- закрепление ранее изученных способов
рисования
- учить создавать композицию в технике
бумажной пластики
- совершенствовать технику рисования
тычком

Рисование
Аппликация из мятой
бумаги
Рисование на объемной
форме
Аппликация из ниток
Рисование

Аппликация из
салфеток
Рисование

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно пространственной среды
Сведения о помещении: занятия проводятся в отдельном помещении
Материально – техническое обеспечение
1 бумага, краски, кисти, восковые мелки,
простые карандаши, трафареты, салфетки,
печати из различного материала.
2. Соответствующая росту и возрасту детей
мебель.
3. Записи фонограмм классических
произведений на аудиокассетах и компактдисках.

Методическое обеспечение
1. Информационная и справочная литература.
2. Методическая литература
3. Наглядные пособия различные
изображения и эскизы воспитателя.

Заключение.
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественнотворческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и
навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую
17

функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое
настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей
у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать
радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми
нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и
легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных
процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные
технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера,
координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги.
Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего
у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с
различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и
навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы
нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и
передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают
детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового,
необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Литература.
1. Дубровская Н.В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению
дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург:
Издательство «Детство- пресс», 2013, -208с., ил.,цв.вкладка.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003»,2013.
4. Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.
5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7
лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»
6. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского
сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл
7. Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,
2006, - 208 с.. 16 л., вкл.
8. Бородкина Н.В. «Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с
детьми от 3 до 7 лет»
9. Интернет-ресурсы.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».