Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДООП Занимательная математика 3-4 года

Основания для разработки дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы (далее –программа):
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утвержденнаяраспоряжением Правительства
Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Обутверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
подополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образованиядетей и взрослых».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредностидля человека

Пояснительная записка
Данная общеразвивающая общеобразовательная программа (далее – Программа) по
формированию математических представлений разработана педагогическим коллективом
Санкт-Петербургского государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.
Математическое развитие
является одной из ведущих задач обучения и
воспитания ребенка в дошкольном учреждении. Для умственного развития существенное
значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые
активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания
окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также успешного
обучения в начальной школе.
Содержание Программы «Занимательная математика» соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В основе программы
– принцип развивающего игрового обучения. Особую умственную активность ребенок
проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.
А также программа строится на принципах обучения: индивидуальности, доступности,
преемственности, результативности.
Игра занимает главное место в жизни ребенка. В целях интересного и
продуктивного занятия по формированию элементарных математических представлений
необходимо использовать
игровые упражнения, основанные на практическом
применении счетно-измерительных действий, логико-математические игры. Программа не
имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с детьми трехлетнего возраста.
Логико-математические игры могут проводиться индивидуально и с подгруппой детей.
Дети дошкольного возраста обучаются в игровой форме через разные виды логикоматематических игр, согласно возрасту. Подбор игр проводится с учётом основных
положений:
 забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
 создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимся к самостоятельности и
творчеству;
 максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса
 творческая организация образовательного процесса;
 вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
 уважительное отношение к результатам детского творчества;
 обеспечение развития ребенка в образовательном процессе;
 координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; обеспечение
участия семьи в жизни группы и ДОУ в целом;
 соблюдение преемственности в работе ДОУ и начальной школы, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка
дошкольного возраста.
Отличительной способностью и вершиной данной программы являются процессы
символизации и репрезентации, что облегчает оперирование, создают условия для
творчества.

Актуальность Программы
В официальных документах Российской Федерации имеются указания на
необходимость готовить ребенка с детства к принятию самостоятельных, творческих
решений, умению ориентироваться в современном мире. Творчество развивает
инициативу, самостоятельность, активность, а эти качества необходимы в современной
жизни. Творчество играет важную роль в становлении индивидуальности ребенка. Для
того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создавать такие условия
его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству,
преобразованию себя и окружающей среды. Возникает потребность в поиске, разработке
и адаптации новых подходов, которые доступны для освоения педагогу и эффективны в
работе с детьми, которые помогают ребенку раскрыться, проявить себя, творчество.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий
для себя окружающий мир.
Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к
познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для
развития ума ребенка. Так, математика по праву занимает очень большое место в системе
дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления,
учит логике. Логико – математические игры способствуют развитию внимания, памяти,
речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную
атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в
преобразовании игровой ситуации.
Новизна Программы
Заключается в построении программного материала по принципу пирамиды, когда
каждый раздел опирается на предыдущий и служит основанием для следующего, такая
структура отражает особенности мыслительной деятельности ребенка-дошкольника и
процесс усвоения нового опыта. Содержание мышления составляют знания и опыт.
Подавляющее количество знаний и впечатлений поступают из окружающего среды. Этот
процесс в психологии называется восприятием. Усвоить знания - значит «освоиться» с
ним настолько, чтобы суметь включить их в свою деятельность. Те явления, свойства,
отношения, которые в предыдущем возрасте вводились через восприятие, в каждом
последующем возрастном этапе осваиваются в процессе деятельности. Результатом
усвоения являются новые мыслительные умения и способности.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый
этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация
и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих
жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации
общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания
людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной
деятельности. Одна из ключевых задач, определенных Концепцией модернизации
российского образования – повышение качества образования. Информатизация является
важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на
повышение качества, доступности и эффективности образования. В своей практике. В
занятиях педагоги используют образовательные проекты, которые сами создают с
помощью ИКТ-технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
направлена на интеллектуальное развитие
личности ребенка. Данная программа
рассчитана на детей с 3 до 4 лет, реализуется в течение1 года. Программа включает 36
занятий (в год) из расчета 4 занятия в месяц.
Продолжительность занятия для детей: в возрасте 3-4 лет – 15 минут

Занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек). При подаче материала учитываются
индивидуальные особенности детей, « зона ближайшего развития». Последовательность
изложения материала осуществляется по принципу от простого к сложному. Материал
программы доступен для овладения детьми данной возрастной категории. Занятия с
использованием логико-математических игр, игрового занимательного материала
подходят для детей разного возраста и степени подготовки за счет возможности регуляции
уровня нагрузки и упрощения (усложнения) игр. Для закрепления пройденного материала
используются приемы мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы). Все занятия проводятся в
группах интеллектуального назначения в виде тематической игры, состоящей из
взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким
образом, чтобы содействовать решению образовательных и развивающих задач.
Цель Программы — создание благоприятных условий для развития умственных
способностей детей дошкольного возраста, познавательной активности посредством
математических и логических игр.
Направленность данной программы:
Естественно-научная (познавательная, интеллектуальная)
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
В реализации программы участвуют дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Цель Программы — развитие пространственной комбинаторики, творческих
способностей и основных психических процессов: внимания, памяти, мышления и
воображения.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
Педагоги
Дети
Родители
1.Создание условий для
1.Накопление
логико- 1.Осуществление
развития разнообразной математического опыта.
преемственности
интеллектуальной
 2.Развивать логическое мышление,
детского сада и
деятельности
семьи в области
представление о множестве, операции
познавательного
познавательного
над множествами ( сравнение,
характера у детей.
развития детей
разбиение, классификация,
2.Развивать у детей
дошкольного
группировка,
объединение).
интерес к решению
возраста.
 3. Формировать представление о
познавательных,
2.Повышение
математических
понятиях
(
алгоритм,
творческих,
компетентности
комбинаторных задач, к кодирование, декодирование
родителей в области
разнообразной
познавательного
информации).
интеллектуальной
развития детей
 4. Развивать умения выявлять свойства
деятельности;
дошкольного
в объектах, называть их, обобщать
3.Стремление к
возраста.
объекты по свойствам, объяснять
самостоятельному
3.Оказание
свойства
и
различия
предметов.
познанию и
консультативной и
5.Способствовать
развитию методической
размышлению;
познавательной активности, развивать помощи родителям
4.Развивать у детей
познавательные
процессы, (законным
дошкольного возраста
мыслительные
операции.
способность автономно,
представителям) в
независимо от взрослых 6.Развивать у детей интерес к решению области
познавательных, творческих задач, к познавательного
решать доступные
разнообразной
интеллектуальной развития детей
задачи в разных видах
деятельности;
деятельности
дошкольного
7.Развитие стремления и способности
возраста.
ребенка самостоятельно познавать

свойства, отношения и зависимости в
окружающем мире;
8. Обучение дошкольников
математическим представлениям на
основе мнемотаблиц, коллажей и т.д.
Возрастные способности детей 3-4 лет
В возрасте 3-4-х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его
общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом
семьи, но и носителем определенной общественной функции. В этом возрасте у детей
младшей группы расширяются и качественно изменяются способы и средства
ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по
назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители
и
словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно
новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической
деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает
название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по
величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.)
ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к
осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают
играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный,
пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 3-4
слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные
отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один,
наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в
целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не
умеет прослеживать.











Предполагаемые результаты:
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
улучшение в координации пальчиковой моторики;
развитие зрительно-пространственной координации;
накопление логико - математического и сенсорного опыта;
освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер),
моделей образов, представлений, речи;
различать и называть сенсорные признаки предметов: форму, цвет и размер;
умение классифицировать предметы по форме, цвету и размеру и группировать
в совместной деятельности со взрослым;
подбор по форме, цвету, размеру вкладыши различной конфигурации;
создание более сложных построек из разнообразного строительного материала
( по образцу, схеме и эскизу) и самостоятельно в свободной деятельности;
складывать картинки из 4 частей с простым разрезом

Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
 результаты педагогических наблюдений;
 итоговые мероприятия, в которых подводятся итоги по прохождению Программы,
проводятся ежеквартально в форме открытых занятий для родителей.



Формы работы с детьми:
подгрупповые игровые занятия;
обобщающие занятия;





занятия – беседы;
итоговые мероприятия;
сюжетные игровые ситуации.

Календарный учебный график
дополнительного образования ГБДОУ № 9
Калининского района Санкт-Петербурга
№
п\п
1.
2.

3.
4.

5.

6.

7

Содержание
Режим работы ГБДОУ № 9
Продолжительность образовательных
услуг по дополнительному
образованию
Количество учебных недель
Сроки проведения каникул, их начало
их окончание

07.00 – 19.00
Сентябрь - май
36 недели
Каникул Уставом ГБДОУ № 9
не предусмотрено

Перечень проводимых мероприятий
Диагностика образовательной
1
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия
30
Итоговое открытое занятие с
1
родителями
Сроки проведения диагностики
Октябрь
результатов образовательной
Май
деятельности по дополнительному
образованию
Праздничные дни

1-2 января; 7 января ; 23 февраля ;
8 марта ; 1 и 9 мая , 4 ноября

Учебный план младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Учебно-тематический план
Всего часов

В том числе
практических
занятий

6

6

Развитие конструктивных
навыков

6

6

Формирование цветовых и
3. пространственных,
временных представлений

11

11

4. Общая моторика

5

5

8

8

№

Перечень модулей
занятий

Развитие тонкой
1. моторики, зрительномоторной координации
2.

5.

Развитие памяти и
логических способностей

Формы контроля
Результаты
педагогических
наблюдений
Результаты
педагогических
наблюдений
Результаты
педагогических
наблюдений
Результаты
педагогических
наблюдений
Результаты
педагогических
наблюдений

Итого: 36 занятий
Количество занятий
в неделю
1 занятие
Длительность занятия
15 минут

Количество занятий
в месяц
4 занятия
Количество часов в месяц
1 час

Количество занятий в год
36 занятий
Общее количество часов
в год
9 часов

Календарный учебный график (3-4 года)
Тема
№
1.
2.
3.
4.

Диагностика образовательной
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия
Итоговое открытое занятие с
родителями
Диагностика образовательной
деятельности. Итоговое занятие
Итого:

Количест
во
IX
занятий
1

1

33

3

Месяц проведения занятий
X

XI

XII

I

II

III

IV

V

4

4

4

4

4

4

4

2

1

1

1

1
36 занятия по 15 минут = 540 минут, 9 часов

Содержание Программы
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Примерная структура занятий с детьми
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Развивающая игра.
Игровое упражнение.
Дидактическая игра.
Выкладывание из счетных палочек.
Коллаж.
Мнемотаблица
Физкультминутка.

Сентябрь
1 занятие – вводное« Волшебная коробка»
Цель: развитие тонкой моторики, зрительно-моторной координации.
Задачи:
 развивать интересы детей познавательного характера;
 воспитывать интерес к познавательному развитию;
 способствовать развитию любознательности;
 развитие внимания, воображения
Содержание:
 Д\и « Волшебная коробка»»
 Д\и « Какой?»
 Физкультминутка « Веселые ребята»
 Д\и « Малыши-крепыши»
2 занятие « Веселые домики»
Цель: развитие конструктивных способностей.
Задачи:
 совершенствовать действия с деталями;
 содействовать развитию самостоятельного использования приемов и способов
конструирования;
 находить свои конструктивные решения
Содержание:
 Беседа познавательного характера « Вот какой конструктор »;
 Д\и « Веселые домики»;
 Конструирование « Домики для куклы»;
 Физкультмнутка « Веселые ребята»;
 Д\и « Найди такую же», « Больше-меньше»
3 занятие « Разноцветная палитра»
Цель: формирование цветовых представлений.
Задачи:
 формирование умения различать и называть цвета;
 развитие слухового восприятия;
 накапливать цветовые впечатления;
 развивать наглядно-действенное мышление
Содержание:
 Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов;
 Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету;
 Физкультминутка « Веселые ребята»
 Раскладывание однородных предметов близких по форме, размеру;
 Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, размеру;

4 занятие « День рождения куклы »
Цель: развитие памяти и логических способностей.
Задачи:
 развитие слухового восприятия
 развивать наглядно-действенное мышление
 воспитывать интерес к познавательному развитию;
 способствовать развитию любознательности;
 развитие внимания, воображения
Содержание:
 Д\и « Сделаем кукле бусы»;
 Пазлы « День рождения»
 Д\и « Воздушные шары»;
 Физкультминутка « Начинаем праздник наш»
 Д\и « Подбери по цвету ( форме)»;
 Д\и « Большой –маленький»

Октябрь
1занятие « В гости к Математике»
Цель: формирование цветовых и пространственных, временных представлений.
Задачи:
 совершенствовать умения сравнивать предметы по ширине(широкий-узкий),
цвету(одинаковые-разные),
количеству(много-мало),
высоте(высокий-низкий),
размеру(большой-маленький)и
обозначать
результаты
сравнения
соответствующими словами.
 совершенствовать умение выделять один предмет из группы;
 развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и
воспроизводить их.
Содержание:
 Распределение билетов и посадка в поезд.
 Предложить выложить из счетных палочек железную дорогу.
 Д/и « Цветы и бабочки»
 Физкультминутка « Веселый паровоз»
 Д\и « Птички и зернышки»
2 занятие. « Ленты для куклы»
Цель:формирование цветовых и пространственных, временных представлений
Задачи:
 обучать сравнивать предметы по длине, употребляя слова « длиннее», «короче».
 развитие внимания, воображения, мышления.







Содержание:
Д/и « Самый длинный»
Выкладывание из счетных палочек « Мостик через речку»
Физкультминутка « Заинька»
Д\и « Составим узор»
3 занятие « Путешествие на лесную полянку»
Цель:формирование цветовых и пространственных, временных представлений.
Задачи:
 развитие внимания, логического мышления
 обучать сравнивать предметы по высоте, употребляя слова « выше», « ниже».
Содержание:
Д\и « Что изменилось?».










Д\И « Достань куклам конфеты»
Физкультминутка « Лис и зайчата».
Д\И « Найди такую же»
4 занятие « Закрой двери в домиках»
Цель:формирование цветовых и пространственных, временных представлений.
Задачи: развитие внимания, логического мышления.
обучать сравнивать предметы по ширине, употребляя слова «широкий», «узкий».
Содержание:
Р\и « Угадай цифру»
Д\И « Найди то, что спрятано».
Физкультминутка « Жук».
Д\и « Кто быстрее»

Ноябрь




1 занятие « Детки на ветках»
Цель:формирование цветовых и пространственных, временных представлений.
Задачи:
 развитие внимания, логического мышления, памяти
 формирование понятий « больше», «меньше»
Содержание:
Д\и « Что изменилось?».
Д\И « Детки на ветках
Физкультминутка « Жук».
Игровое упражнение « Дорисуй картинку»
2 занятие « Разложи в коробочки»
Цель:развитие конструктивных навыков.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти
обучать группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.
Содержание:
Р/и « Веселый счет».
Д\И « Найди свой домик».
Физкультминутка « Подрастай-ка».
Д\И « Что изменилось?»
3 занятие « Занимательное лото»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти, мышления
закрепить представления детей о свойствах предметов.






Содержание:
Р\И « Волшебный мешочек».
Д\И « Найди свой домик».
Физкультминутка « Путешествие».
Мнемотаблица «Геометрические фигуры»




4 занятие « Найди пару»
Цель:развитие конструктивных навыков.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование умения сравнивать предметы по размеру.


















Содержание:
Р\и « Четвертый лишний»,
Д\и « на что похоже?
Физкультминутка « Отгадай. Чей голосок?»
Д\И « помоги малышам найти свою маму»

Декабрь




1 занятие «Мишки собираются в гости»
Цель:развитие конструктивных навыков.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование пространственных отношений: на, под, над.




Содержание:
Р\и « Что изменилось?»
Д\И « Где звенит колокольчик?»
Физкультминутка» Буратино».
Выкладывание из счетных палочек « Сложи узор»
2 занятие « Динамические картинки»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование пространственных отношений « право», « лево»






Содержание:
Р\и « Посчитай и отсчитай».
Коллаж «занимательная мозаика»
Физкультминутка « «Хлоп, ладошка».
Д\И « Собери картинку» ( по замыслу из геометрических фигур)




3 занятие « Волшебные яблочки»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование пространственных отношений « между». «посередине».






Содержание:
Математическая разминка « « Веселый счет».
Д\И « Яблоки»
Физкультминутка « Качели»
Коллаж « Геометрическое лото»




4 занятие « Рыбки в аквариуме»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжать формировать пространственные отношения



Содержание:
Р\и « Откуда, чей голос?»










Математическая загадка « Разноцветные мячи»
Физкультминутка « зайка»
Игровое упражнение « Запомни узор»

Январь




1 занятие « Загадки веселой Недельки»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формировать временные представления «сегодня», «завтра», «вчера»




Содержание:
Математическая разминка « Веселый счет»
Математические загадки
Физкультминутка « Зайка»
Коллаж « Когда это бывает?»
2 занятие « Рассеянный художник»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжить формировать временные представления.






Содержание:
Д\И « Когда это бывает?»
Р.И « Найди отличия»
Физкультмнутка « Качели»
Мнемотаблица « Наш день»




3 занятие « Мишки в гостях у ребят»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
закрепление временных отношений.






Содержание:
Р\И « Продолжай»
Задачка-шутка
Физкультминутка « Часики»
Игровое упражнение « Продолжи узор»




4 занятие «Занимательная мозаика»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжать обучать разгадывать математические загадки.






Содержание:
Коллаж «Математические загадки»
Игровое упражнение « Слушай и рисуй»
Физкультминутка « Кошки-мышки»
Выкладывание из счетных палочек по образцу ( квадрат, треугольник)






Февраль





























1 занятие « Петрушкины игрушки»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать распознавать геометрические фигуры
Содержание:
Коллаж « Геометрическое лото»
Д\И « Угадай, какая это фигура?»
Физкультминутка « Жук»
Игровое упражнение « Преврати квадрат в предмет»
2 занятие « Разноцветный поясок»
Цель: развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать распознавать геометрические фигуры.
Содержание:
Д\и « Счет по цепочке»
Игровое упражнение « Составим разноцветный поясок»
Физкультминутка « Ежик»
Выкладывание из счетных палочек по замыслу
3 занятие « Загадки Буратино»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование умения различать геометрические фигуры в рисунках различных предметов.
Содержание:
Коллаж « Найди предмет похожий на…»
Математическая загадка
Физкультминутка « Хлоп, ладошка»
Р\и « Четвертый лишний»
4 занятие « Встреча с Веселым карандашом»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формировать умение сравнивать предметы по форме.
Содержание:
Д\и « Молчанка»
Игровое упражнение» Дорисуй шарики»
Физкультминутка « Путешествие»
Р\и « Что изменилось?»

Март
1 занятие « Веселый поезд»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи: развитие внимания, наблюдательности, логического мышления.
формировать представление о понятиях « один», « много».


Содержание:
Математическая разминка «Веселый счет»















Р\И « Что изменилось?»
Физкультминутка «Сороконожка»
Логическая задача « «Дорисуй цветок»
2 занятие « Разноцветные фонарики»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать видеть детей составные части множества
Содержание:
Математическая разминка «цепочка»
Логическая задача «Дорисуй недостающую фигуру»
Физкультминутка «Крот»
Игровое упражнение « Дорисуй узор»
3 занятие « Рыбак и рыбки»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжать формировать понятия « один», « много».




Содержание:
Р\и « Попади в корзину»
Коллаж « Один-много»
Физкультминутка « Карусели»
Д\и « Рыбак и рыбки»
4 занятие « Занимательная мозаика»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжаем обучать решать логические задачи






Содержание:
Р/и « Хлопки»
Логическая задача « Закрась предмет»
Физкультминутка « Ежик»
Р\И « Четвертый лишний»






Апрель




1 занятие «Занимательная мозаика»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать отгадывать математические загадки






Содержание:
Р\и «Попади в корзину»
Коллаж « Геометрическая мозаика»
Физкультминутка « Кошки-мышки»
Р\и « Попади в корзину»




2 занятие « Увлекательный калейдоскоп»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.






Содержание:
Р\и « Назови фигуру»
Выкладывание из палочек четырехугольники
Физкультминутка « Смотри в оба!»
Логическая задача « Смотри и закрашивай»




3 занятие « Смекай, считай, отгадывай»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
упражняться в счете.




Содержание:
Математическая разминка « Веселый счет»
Коллаж « Сосчитай-ка»
Математическая загадка « «Сколько цветов на столе?»
Физкультминутка « Качели»
Д\И « Сложи узор» по замыслу
4 занятие « «Дружная семейка»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
упражняться в решении логической задачи.






Содержание:
Р\и « Угадай цифру»
Выкладывание из палочек квадрата и прямоугольника
Физкультминутка « Буратино»
Д\и « Где правая, где левая?»







Май








1 занятие « Сосчитай-ка»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
упражняться в порядковом счете
Содержание:
Р\и « Цепочка»
Выкладывание палочек и счет
Физкультминутка « Качели»
Д\И « Сосчитай-ка»
2 занятие « Веселая карусель»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:











развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжать упражняться в порядковом счете.
Содержание:
Д\и « Сосчитай-ка»
Р\и « Что изменилось?»
Физкультминутка « Карусель»
Д\И « Дорисуй-ка»
3 занятие « Лучший космонавт»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
упражняться в количественном счете




Содержание:
Р\и « Чего не стало?»
Логическая загадка « Мы летим на Луну»
Физкультминутка « Космонавты»
Коллаж « На Луне»
4 занятие « Проверь Незнайку»
Цель:развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
закрепление знаний






Содержание:
Д\и « Расскажи и покажи Незнайке»
Коллаж « Цифры»
Физкультминутка « Мы-молодцы!»
Математическая загадка « Проверь Незнайку»






Комплексно-тематический план по Программе
«Занимательная математика» (3-4 года)
Тема недели
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Вводное
«
Волшебная коробка»
« Веселые домики»
« Разноцветная палитра»
« День рождения куклы»
« В гости к Математике»
Ленты для куклы
Путешествие на лесную полянку
Закрой двери в домиках
Детки на ветках
Разложи в коробки
Занимательное лото
Найди пару
Мишки собираются в гости
Динамические картинки
Волшебные яблочки
Рыбки в аквариуме
Загадки веселой Недельки
Рассеянный художник
Мишки в гостях у ребят
Занимательная мозаика
Петрушкины игрушки
Разноцветный поясок
Загадки Буратино
Встреча с Веселым Карандашом
Веселый поезд
Разноцветные фонарики
Рыбак и рыбки
Занимательная мозаика
Занимательная мозаика
Увлекательный калейдоскоп
Смекай, считай, отгадывай
Дружная семейка
Сосчитай-ка
Веселая карусель
Лучший космонавт
Проверь Незнайку
( обобщающее занятие)
Итого:

Месяц проведения занятий

Количество
занятий

IX

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

X

XI

XII

I

II III IV V

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
36 занятий по 15 минут=540 минут, 9 часов

1
1
1
1
1
1
1
1

Технологии обучения в образовательном процессе:
На ряду с традиционными образовательными технологиями( наглядные, практические,
словесные методы и приемы традиционной педагогики) педагоги дополнительного
образования применяют так же и инновационные (активные) технологии обучения.
Название технологии

Здоровьесберегающие
технологии

Личностноориентированные
технологии

Игровые технологии

Задачи
 увеличение резервов
здоровья;
 овладение набором
простейших норм и
способов поведения,
способствующих
сохранению
и
укрепления
здоровья
всеми
субъектами
образовательного
процесса;
 формирование
субъектной позиции
по отношению к
своему здоровью и
ценностного
отношения к своему
отношению у детей,
сотрудников,
родителей
 Гуманистическая
направленность
содержания
деятельности ДОУ;
 Обеспечение
комфортных,
бесконфликтных и
безопасных условий
развития личности
ребенка, реализация
ее
природных
потенциалов;
 Приоритет
личностных
отношений;
 Индивидуальный
подход
к
воспитанникам,
сотрудникам,
родителям ДОУ;
 Субъект-субъектное
взаимодействие
 Развитие

Формы организации, методы,
средства и приемы
 Пальчиковая гимнастика;
 Гимнастика для глаз;
 Дыхательная гимнастика;
 Артикуляционная
гимнастика;
 Динамические паузы;
 Релаксация;

 Игры;
 упражнения,
логикоматематические игры;

 Коллективные дела, работа

Технология
развивающего
обучения

взаимодействия
в малых группах,
 «Ребенок-ребенок»;
 игры и тренинги на умение
договариваться,
 «Ребенок-родитель»;

игры
с правилами,
 «Ребенок-взрослый
для
обеспечения
 игры-соревнования,
душевного
благополучия»;
 Коррекция
импульсивного,
демонстративного,
протестного,
агрессивного,
конформного
поведения;
 Формирование
умений и навыков
дружеского
коммуникативного
взаимодействия;
 Решение задач
 «социального»
закаливания;
 Создание условий
для
развития
личностных качеств
и способностей всех
субъектов
открытого
образовательного
пространства;
 Развитие
навыков
полноценного
межличностного
общения,
помогающего
ребенку
понять
самого себя
Технология развивающего
 Метод
поисковой
обучения,
которая
деятельности;
направлена на освоение не
 Приемы,
частных
способов
направленные
на
действия, умений, навыков,
создание ситуации
а принципов действия.
успеха
и
Здесь педагог выступает
комфортности
как
партнер,
функция ( Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов);
которого заключается не в
передаче знаний, а в
организации собственной,
самостоятельной
деятельности детей. Она
построена на общении
детей, совместном решении

задач,
педагогическом
творчестве
и
компетентности взрослого.
создания
проблемных
Технология
 Создать у детей Метод
ситуаций
с
элементами
проблемного,
мотивационную
поискового обучения,
ситуацию
для самооценки (Л.В. Занков)
основанная
на
«открытия» нового
дидактических
знания или способа
принципах
действий;
Л.В. Занкова
 Развивать
мышление и речь
Развитие интеллекта детей
 Использование логических
дошкольного возраста
блоков З. Дьенеша
Технологии
 ТРИЗ,
интеллектуального
 Мнемотехника
развития
 Использование технологии
А. Зака
 Моделирование
(А.М. Вербенец)
 Палочки Кьюзенера
Технология детского
 Развитие творческих
исследования
способностей;
 беседы, вопросы
( А.И. Савенков)
 приобретение
 сравнения
ребенком
новых
знаний,
умений,
навыков
исследовательского
поведения
и
обработки
полученного
материала
Информационно Являются
 Использование ноутбука
коммуникативные
современным
 Использование глобальной
технологии
инструментом для
сети Интернет
сбора и обработки
 Использование
информации,
мультимедийных
помогают
презентаций;
ориентироваться в
 Использование
источниках
мультимедийной системы
информации
и
“ Mimio”
делать
выводы,
задавать вопросы на
интересующую
тему,
проявлять
творчество,
побуждать
искать
новые
нетрадиционные
формы и методы.
 Повышение
качества обучения;



Формирование
информационной
компетентности детей,
сотрудников,
родителей;

Развитие мелкой моторики
рук;
Технология развития Подготовка руки к письму
тонкой
моторики в тетрадях
пальцев рук

 пальчиковые игры,
 выкладывание фигур из
палочек,
 раскладывание
и
складывание
разборных
игрушек,
 расстегивание
пуговиц,
шнуровки,

Методическое и материально – техническое обеспечение
Интернет-ресурсы
http://ps.1september.ru
http://dob.1september.ru
http://zdd.1september.ru
http://doshvozrast.ru/igra.htm
http://vidahl.agava.ru
http://www.logozavr.ru/2/
http://www.edu.ru
http://www.fcpro.ru
http://www.leon4ik.com/load/programmy_dlja_detej/33
http://www.prosv.ru/umk/doshkolka
http://detkivsadu.ru/
http://doshvozrast.ru/index.htm
www.trizminsk.org
Список литературы
1. Корниенко Г. «Занимательные задачи и головоломки для детей 4-7 лет» ,Москва, Айрис
Пресс, 2014 г.
2. Береславский Л.Я. «Интеллектуальная мастерская», Москва,2000 г.
3. Т.В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники» «Детство-Пресс» 2005 г.
4. Зак А. «Интеллектика для дошкольников», Москва, Интеллект-Центр, часть I , 2005 г.
5. Зак А. «Интеллектика для дошкольников», Москва, Интеллект-Центр, часть II, 2005 г.
6. А.З. Зак «600 игровых задач для развития логического мышления детей», Ярославль,
«Академия развития»,1998 г.
7. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, 2-я младшая группа», Москва,
«Скрипторий 2003», 2014 г.
8. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, средняя группа», Москва, «Скрипторий
2003», 2014 г.
9. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, старшая группа», Москва, «Скрипторий
2003», 2014 г.
10. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, 2-я подготовительная группа», Москва,
«Скрипторий 2003», 2014 г.
11. Л.Береславский «Современные игровые методики развития интеллекта», Москва,
Школьная Пресса, 2010 г.

12. Т.И. Ерофеева «Знакомство с математикой»– Москва, «Просвещение», 2006 г.
13. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление для детей 4-5 летЕкатеринбург, ООО «Книга-Мир», 2010 г.
14. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление для детей 5-6 летЕкатеринбург, ООО «Литур-опт», 2012 г.
15. Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного
возраста», СПб, Детство-Пресс, 2010 г.
16. Е.В. Казанцева «Математика с улыбкой», Ярославль, «Академия развития», 2001 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».