Основания для разработки дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы (далее –программа):
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утвержденнаяраспоряжением Правительства
Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Обутверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
подополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образованиядетей и взрослых».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредностидля человека
Пояснительная записка
Данная общеразвивающая общеобразовательная программа (далее – Программа) по
формированию математических представлений разработана педагогическим коллективом
Санкт-Петербургского государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.
Математическое развитие
является одной из ведущих задач обучения и
воспитания ребенка в дошкольном учреждении. Для умственного развития существенное
значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые
активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания
окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также успешного
обучения в начальной школе.
Содержание Программы «Занимательная математика» соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В основе программы
– принцип развивающего игрового обучения. Особую умственную активность ребенок
проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.
А также программа строится на принципах обучения: индивидуальности, доступности,
преемственности, результативности.
Игра занимает главное место в жизни ребенка. В целях интересного и
продуктивного занятия по формированию элементарных математических представлений
необходимо использовать
игровые упражнения, основанные на практическом
применении счетно-измерительных действий, логико-математические игры. Программа не
имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с детьми трехлетнего возраста.
Логико-математические игры могут проводиться индивидуально и с подгруппой детей.
Дети дошкольного возраста обучаются в игровой форме через разные виды логикоматематических игр, согласно возрасту. Подбор игр проводится с учётом основных
положений:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимся к самостоятельности и
творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса
творческая организация образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
обеспечение развития ребенка в образовательном процессе;
координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; обеспечение
участия семьи в жизни группы и ДОУ в целом;
соблюдение преемственности в работе ДОУ и начальной школы, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка
дошкольного возраста.
Отличительной способностью и вершиной данной программы являются процессы
символизации и репрезентации, что облегчает оперирование, создают условия для
творчества.
Актуальность Программы
В официальных документах Российской Федерации имеются указания на
необходимость готовить ребенка с детства к принятию самостоятельных, творческих
решений, умению ориентироваться в современном мире. Творчество развивает
инициативу, самостоятельность, активность, а эти качества необходимы в современной
жизни. Творчество играет важную роль в становлении индивидуальности ребенка. Для
того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создавать такие условия
его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству,
преобразованию себя и окружающей среды. Возникает потребность в поиске, разработке
и адаптации новых подходов, которые доступны для освоения педагогу и эффективны в
работе с детьми, которые помогают ребенку раскрыться, проявить себя, творчество.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий
для себя окружающий мир.
Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к
познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для
развития ума ребенка. Так, математика по праву занимает очень большое место в системе
дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления,
учит логике. Логико – математические игры способствуют развитию внимания, памяти,
речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную
атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в
преобразовании игровой ситуации.
Новизна Программы
Заключается в построении программного материала по принципу пирамиды, когда
каждый раздел опирается на предыдущий и служит основанием для следующего, такая
структура отражает особенности мыслительной деятельности ребенка-дошкольника и
процесс усвоения нового опыта. Содержание мышления составляют знания и опыт.
Подавляющее количество знаний и впечатлений поступают из окружающего среды. Этот
процесс в психологии называется восприятием. Усвоить знания - значит «освоиться» с
ним настолько, чтобы суметь включить их в свою деятельность. Те явления, свойства,
отношения, которые в предыдущем возрасте вводились через восприятие, в каждом
последующем возрастном этапе осваиваются в процессе деятельности. Результатом
усвоения являются новые мыслительные умения и способности.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый
этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация
и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих
жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации
общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания
людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной
деятельности. Одна из ключевых задач, определенных Концепцией модернизации
российского образования – повышение качества образования. Информатизация является
важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на
повышение качества, доступности и эффективности образования. В своей практике. В
занятиях педагоги используют образовательные проекты, которые сами создают с
помощью ИКТ-технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
направлена на интеллектуальное развитие
личности ребенка. Данная программа
рассчитана на детей с 3 до 4 лет, реализуется в течение1 года. Программа включает 36
занятий (в год) из расчета 4 занятия в месяц.
Продолжительность занятия для детей: в возрасте 3-4 лет – 15 минут
Занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек). При подаче материала учитываются
индивидуальные особенности детей, « зона ближайшего развития». Последовательность
изложения материала осуществляется по принципу от простого к сложному. Материал
программы доступен для овладения детьми данной возрастной категории. Занятия с
использованием логико-математических игр, игрового занимательного материала
подходят для детей разного возраста и степени подготовки за счет возможности регуляции
уровня нагрузки и упрощения (усложнения) игр. Для закрепления пройденного материала
используются приемы мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы). Все занятия проводятся в
группах интеллектуального назначения в виде тематической игры, состоящей из
взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким
образом, чтобы содействовать решению образовательных и развивающих задач.
Цель Программы — создание благоприятных условий для развития умственных
способностей детей дошкольного возраста, познавательной активности посредством
математических и логических игр.
Направленность данной программы:
Естественно-научная (познавательная, интеллектуальная)
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
В реализации программы участвуют дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Цель Программы — развитие пространственной комбинаторики, творческих
способностей и основных психических процессов: внимания, памяти, мышления и
воображения.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
Педагоги
Дети
Родители
1.Создание условий для
1.Накопление
логико- 1.Осуществление
развития разнообразной математического опыта.
преемственности
интеллектуальной
2.Развивать логическое мышление,
детского сада и
деятельности
семьи в области
представление о множестве, операции
познавательного
познавательного
над множествами ( сравнение,
характера у детей.
развития детей
разбиение, классификация,
2.Развивать у детей
дошкольного
группировка,
объединение).
интерес к решению
возраста.
3. Формировать представление о
познавательных,
2.Повышение
математических
понятиях
(
алгоритм,
творческих,
компетентности
комбинаторных задач, к кодирование, декодирование
родителей в области
разнообразной
познавательного
информации).
интеллектуальной
развития детей
4. Развивать умения выявлять свойства
деятельности;
дошкольного
в объектах, называть их, обобщать
3.Стремление к
возраста.
объекты по свойствам, объяснять
самостоятельному
3.Оказание
свойства
и
различия
предметов.
познанию и
консультативной и
5.Способствовать
развитию методической
размышлению;
познавательной активности, развивать помощи родителям
4.Развивать у детей
познавательные
процессы, (законным
дошкольного возраста
мыслительные
операции.
способность автономно,
представителям) в
независимо от взрослых 6.Развивать у детей интерес к решению области
познавательных, творческих задач, к познавательного
решать доступные
разнообразной
интеллектуальной развития детей
задачи в разных видах
деятельности;
деятельности
дошкольного
7.Развитие стремления и способности
возраста.
ребенка самостоятельно познавать
свойства, отношения и зависимости в
окружающем мире;
8. Обучение дошкольников
математическим представлениям на
основе мнемотаблиц, коллажей и т.д.
Возрастные способности детей 3-4 лет
В возрасте 3-4-х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его
общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом
семьи, но и носителем определенной общественной функции. В этом возрасте у детей
младшей группы расширяются и качественно изменяются способы и средства
ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по
назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители
и
словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно
новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической
деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает
название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по
величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.)
ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к
осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают
играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный,
пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 3-4
слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные
отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один,
наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в
целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не
умеет прослеживать.
Предполагаемые результаты:
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
улучшение в координации пальчиковой моторики;
развитие зрительно-пространственной координации;
накопление логико - математического и сенсорного опыта;
освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер),
моделей образов, представлений, речи;
различать и называть сенсорные признаки предметов: форму, цвет и размер;
умение классифицировать предметы по форме, цвету и размеру и группировать
в совместной деятельности со взрослым;
подбор по форме, цвету, размеру вкладыши различной конфигурации;
создание более сложных построек из разнообразного строительного материала
( по образцу, схеме и эскизу) и самостоятельно в свободной деятельности;
складывать картинки из 4 частей с простым разрезом
Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
результаты педагогических наблюдений;
итоговые мероприятия, в которых подводятся итоги по прохождению Программы,
проводятся ежеквартально в форме открытых занятий для родителей.
Формы работы с детьми:
подгрупповые игровые занятия;
обобщающие занятия;
занятия – беседы;
итоговые мероприятия;
сюжетные игровые ситуации.
Календарный учебный график
дополнительного образования ГБДОУ № 9
Калининского района Санкт-Петербурга
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
Содержание
Режим работы ГБДОУ № 9
Продолжительность образовательных
услуг по дополнительному
образованию
Количество учебных недель
Сроки проведения каникул, их начало
их окончание
07.00 – 19.00
Сентябрь - май
36 недели
Каникул Уставом ГБДОУ № 9
не предусмотрено
Перечень проводимых мероприятий
Диагностика образовательной
1
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия
30
Итоговое открытое занятие с
1
родителями
Сроки проведения диагностики
Октябрь
результатов образовательной
Май
деятельности по дополнительному
образованию
Праздничные дни
1-2 января; 7 января ; 23 февраля ;
8 марта ; 1 и 9 мая , 4 ноября
Учебный план младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Учебно-тематический план
Всего часов
В том числе
практических
занятий
6
6
Развитие конструктивных
навыков
6
6
Формирование цветовых и
3. пространственных,
временных представлений
11
11
4. Общая моторика
5
5
8
8
№
Перечень модулей
занятий
Развитие тонкой
1. моторики, зрительномоторной координации
2.
5.
Развитие памяти и
логических способностей
Формы контроля
Результаты
педагогических
наблюдений
Результаты
педагогических
наблюдений
Результаты
педагогических
наблюдений
Результаты
педагогических
наблюдений
Результаты
педагогических
наблюдений
Итого: 36 занятий
Количество занятий
в неделю
1 занятие
Длительность занятия
15 минут
Количество занятий
в месяц
4 занятия
Количество часов в месяц
1 час
Количество занятий в год
36 занятий
Общее количество часов
в год
9 часов
Календарный учебный график (3-4 года)
Тема
№
1.
2.
3.
4.
Диагностика образовательной
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия
Итоговое открытое занятие с
родителями
Диагностика образовательной
деятельности. Итоговое занятие
Итого:
Количест
во
IX
занятий
1
1
33
3
Месяц проведения занятий
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
4
4
4
4
4
4
4
2
1
1
1
1
36 занятия по 15 минут = 540 минут, 9 часов
Содержание Программы
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Примерная структура занятий с детьми
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Развивающая игра.
Игровое упражнение.
Дидактическая игра.
Выкладывание из счетных палочек.
Коллаж.
Мнемотаблица
Физкультминутка.
Сентябрь
1 занятие – вводное« Волшебная коробка»
Цель: развитие тонкой моторики, зрительно-моторной координации.
Задачи:
развивать интересы детей познавательного характера;
воспитывать интерес к познавательному развитию;
способствовать развитию любознательности;
развитие внимания, воображения
Содержание:
Д\и « Волшебная коробка»»
Д\и « Какой?»
Физкультминутка « Веселые ребята»
Д\и « Малыши-крепыши»
2 занятие « Веселые домики»
Цель: развитие конструктивных способностей.
Задачи:
совершенствовать действия с деталями;
содействовать развитию самостоятельного использования приемов и способов
конструирования;
находить свои конструктивные решения
Содержание:
Беседа познавательного характера « Вот какой конструктор »;
Д\и « Веселые домики»;
Конструирование « Домики для куклы»;
Физкультмнутка « Веселые ребята»;
Д\и « Найди такую же», « Больше-меньше»
3 занятие « Разноцветная палитра»
Цель: формирование цветовых представлений.
Задачи:
формирование умения различать и называть цвета;
развитие слухового восприятия;
накапливать цветовые впечатления;
развивать наглядно-действенное мышление
Содержание:
Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов;
Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету;
Физкультминутка « Веселые ребята»
Раскладывание однородных предметов близких по форме, размеру;
Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, размеру;
4 занятие « День рождения куклы »
Цель: развитие памяти и логических способностей.
Задачи:
развитие слухового восприятия
развивать наглядно-действенное мышление
воспитывать интерес к познавательному развитию;
способствовать развитию любознательности;
развитие внимания, воображения
Содержание:
Д\и « Сделаем кукле бусы»;
Пазлы « День рождения»
Д\и « Воздушные шары»;
Физкультминутка « Начинаем праздник наш»
Д\и « Подбери по цвету ( форме)»;
Д\и « Большой –маленький»
Октябрь
1занятие « В гости к Математике»
Цель: формирование цветовых и пространственных, временных представлений.
Задачи:
совершенствовать умения сравнивать предметы по ширине(широкий-узкий),
цвету(одинаковые-разные),
количеству(много-мало),
высоте(высокий-низкий),
размеру(большой-маленький)и
обозначать
результаты
сравнения
соответствующими словами.
совершенствовать умение выделять один предмет из группы;
развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и
воспроизводить их.
Содержание:
Распределение билетов и посадка в поезд.
Предложить выложить из счетных палочек железную дорогу.
Д/и « Цветы и бабочки»
Физкультминутка « Веселый паровоз»
Д\и « Птички и зернышки»
2 занятие. « Ленты для куклы»
Цель:формирование цветовых и пространственных, временных представлений
Задачи:
обучать сравнивать предметы по длине, употребляя слова « длиннее», «короче».
развитие внимания, воображения, мышления.
Содержание:
Д/и « Самый длинный»
Выкладывание из счетных палочек « Мостик через речку»
Физкультминутка « Заинька»
Д\и « Составим узор»
3 занятие « Путешествие на лесную полянку»
Цель:формирование цветовых и пространственных, временных представлений.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления
обучать сравнивать предметы по высоте, употребляя слова « выше», « ниже».
Содержание:
Д\и « Что изменилось?».
Д\И « Достань куклам конфеты»
Физкультминутка « Лис и зайчата».
Д\И « Найди такую же»
4 занятие « Закрой двери в домиках»
Цель:формирование цветовых и пространственных, временных представлений.
Задачи: развитие внимания, логического мышления.
обучать сравнивать предметы по ширине, употребляя слова «широкий», «узкий».
Содержание:
Р\и « Угадай цифру»
Д\И « Найди то, что спрятано».
Физкультминутка « Жук».
Д\и « Кто быстрее»
Ноябрь
1 занятие « Детки на ветках»
Цель:формирование цветовых и пространственных, временных представлений.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти
формирование понятий « больше», «меньше»
Содержание:
Д\и « Что изменилось?».
Д\И « Детки на ветках
Физкультминутка « Жук».
Игровое упражнение « Дорисуй картинку»
2 занятие « Разложи в коробочки»
Цель:развитие конструктивных навыков.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти
обучать группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.
Содержание:
Р/и « Веселый счет».
Д\И « Найди свой домик».
Физкультминутка « Подрастай-ка».
Д\И « Что изменилось?»
3 занятие « Занимательное лото»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти, мышления
закрепить представления детей о свойствах предметов.
Содержание:
Р\И « Волшебный мешочек».
Д\И « Найди свой домик».
Физкультминутка « Путешествие».
Мнемотаблица «Геометрические фигуры»
4 занятие « Найди пару»
Цель:развитие конструктивных навыков.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование умения сравнивать предметы по размеру.
Содержание:
Р\и « Четвертый лишний»,
Д\и « на что похоже?
Физкультминутка « Отгадай. Чей голосок?»
Д\И « помоги малышам найти свою маму»
Декабрь
1 занятие «Мишки собираются в гости»
Цель:развитие конструктивных навыков.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование пространственных отношений: на, под, над.
Содержание:
Р\и « Что изменилось?»
Д\И « Где звенит колокольчик?»
Физкультминутка» Буратино».
Выкладывание из счетных палочек « Сложи узор»
2 занятие « Динамические картинки»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование пространственных отношений « право», « лево»
Содержание:
Р\и « Посчитай и отсчитай».
Коллаж «занимательная мозаика»
Физкультминутка « «Хлоп, ладошка».
Д\И « Собери картинку» ( по замыслу из геометрических фигур)
3 занятие « Волшебные яблочки»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование пространственных отношений « между». «посередине».
Содержание:
Математическая разминка « « Веселый счет».
Д\И « Яблоки»
Физкультминутка « Качели»
Коллаж « Геометрическое лото»
4 занятие « Рыбки в аквариуме»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжать формировать пространственные отношения
Содержание:
Р\и « Откуда, чей голос?»
Математическая загадка « Разноцветные мячи»
Физкультминутка « зайка»
Игровое упражнение « Запомни узор»
Январь
1 занятие « Загадки веселой Недельки»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формировать временные представления «сегодня», «завтра», «вчера»
Содержание:
Математическая разминка « Веселый счет»
Математические загадки
Физкультминутка « Зайка»
Коллаж « Когда это бывает?»
2 занятие « Рассеянный художник»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжить формировать временные представления.
Содержание:
Д\И « Когда это бывает?»
Р.И « Найди отличия»
Физкультмнутка « Качели»
Мнемотаблица « Наш день»
3 занятие « Мишки в гостях у ребят»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
закрепление временных отношений.
Содержание:
Р\И « Продолжай»
Задачка-шутка
Физкультминутка « Часики»
Игровое упражнение « Продолжи узор»
4 занятие «Занимательная мозаика»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжать обучать разгадывать математические загадки.
Содержание:
Коллаж «Математические загадки»
Игровое упражнение « Слушай и рисуй»
Физкультминутка « Кошки-мышки»
Выкладывание из счетных палочек по образцу ( квадрат, треугольник)
Февраль
1 занятие « Петрушкины игрушки»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать распознавать геометрические фигуры
Содержание:
Коллаж « Геометрическое лото»
Д\И « Угадай, какая это фигура?»
Физкультминутка « Жук»
Игровое упражнение « Преврати квадрат в предмет»
2 занятие « Разноцветный поясок»
Цель: развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать распознавать геометрические фигуры.
Содержание:
Д\и « Счет по цепочке»
Игровое упражнение « Составим разноцветный поясок»
Физкультминутка « Ежик»
Выкладывание из счетных палочек по замыслу
3 занятие « Загадки Буратино»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формирование умения различать геометрические фигуры в рисунках различных предметов.
Содержание:
Коллаж « Найди предмет похожий на…»
Математическая загадка
Физкультминутка « Хлоп, ладошка»
Р\и « Четвертый лишний»
4 занятие « Встреча с Веселым карандашом»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
формировать умение сравнивать предметы по форме.
Содержание:
Д\и « Молчанка»
Игровое упражнение» Дорисуй шарики»
Физкультминутка « Путешествие»
Р\и « Что изменилось?»
Март
1 занятие « Веселый поезд»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи: развитие внимания, наблюдательности, логического мышления.
формировать представление о понятиях « один», « много».
Содержание:
Математическая разминка «Веселый счет»
Р\И « Что изменилось?»
Физкультминутка «Сороконожка»
Логическая задача « «Дорисуй цветок»
2 занятие « Разноцветные фонарики»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать видеть детей составные части множества
Содержание:
Математическая разминка «цепочка»
Логическая задача «Дорисуй недостающую фигуру»
Физкультминутка «Крот»
Игровое упражнение « Дорисуй узор»
3 занятие « Рыбак и рыбки»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжать формировать понятия « один», « много».
Содержание:
Р\и « Попади в корзину»
Коллаж « Один-много»
Физкультминутка « Карусели»
Д\и « Рыбак и рыбки»
4 занятие « Занимательная мозаика»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжаем обучать решать логические задачи
Содержание:
Р/и « Хлопки»
Логическая задача « Закрась предмет»
Физкультминутка « Ежик»
Р\И « Четвертый лишний»
Апрель
1 занятие «Занимательная мозаика»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать отгадывать математические загадки
Содержание:
Р\и «Попади в корзину»
Коллаж « Геометрическая мозаика»
Физкультминутка « Кошки-мышки»
Р\и « Попади в корзину»
2 занятие « Увлекательный калейдоскоп»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
обучать узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.
Содержание:
Р\и « Назови фигуру»
Выкладывание из палочек четырехугольники
Физкультминутка « Смотри в оба!»
Логическая задача « Смотри и закрашивай»
3 занятие « Смекай, считай, отгадывай»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
упражняться в счете.
Содержание:
Математическая разминка « Веселый счет»
Коллаж « Сосчитай-ка»
Математическая загадка « «Сколько цветов на столе?»
Физкультминутка « Качели»
Д\И « Сложи узор» по замыслу
4 занятие « «Дружная семейка»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
упражняться в решении логической задачи.
Содержание:
Р\и « Угадай цифру»
Выкладывание из палочек квадрата и прямоугольника
Физкультминутка « Буратино»
Д\и « Где правая, где левая?»
Май
1 занятие « Сосчитай-ка»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
упражняться в порядковом счете
Содержание:
Р\и « Цепочка»
Выкладывание палочек и счет
Физкультминутка « Качели»
Д\И « Сосчитай-ка»
2 занятие « Веселая карусель»
Цель: развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
продолжать упражняться в порядковом счете.
Содержание:
Д\и « Сосчитай-ка»
Р\и « Что изменилось?»
Физкультминутка « Карусель»
Д\И « Дорисуй-ка»
3 занятие « Лучший космонавт»
Цель:развитие умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
упражняться в количественном счете
Содержание:
Р\и « Чего не стало?»
Логическая загадка « Мы летим на Луну»
Физкультминутка « Космонавты»
Коллаж « На Луне»
4 занятие « Проверь Незнайку»
Цель:развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Задачи:
развитие внимания, логического мышления, памяти.
закрепление знаний
Содержание:
Д\и « Расскажи и покажи Незнайке»
Коллаж « Цифры»
Физкультминутка « Мы-молодцы!»
Математическая загадка « Проверь Незнайку»
Комплексно-тематический план по Программе
«Занимательная математика» (3-4 года)
Тема недели
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Вводное
«
Волшебная коробка»
« Веселые домики»
« Разноцветная палитра»
« День рождения куклы»
« В гости к Математике»
Ленты для куклы
Путешествие на лесную полянку
Закрой двери в домиках
Детки на ветках
Разложи в коробки
Занимательное лото
Найди пару
Мишки собираются в гости
Динамические картинки
Волшебные яблочки
Рыбки в аквариуме
Загадки веселой Недельки
Рассеянный художник
Мишки в гостях у ребят
Занимательная мозаика
Петрушкины игрушки
Разноцветный поясок
Загадки Буратино
Встреча с Веселым Карандашом
Веселый поезд
Разноцветные фонарики
Рыбак и рыбки
Занимательная мозаика
Занимательная мозаика
Увлекательный калейдоскоп
Смекай, считай, отгадывай
Дружная семейка
Сосчитай-ка
Веселая карусель
Лучший космонавт
Проверь Незнайку
( обобщающее занятие)
Итого:
Месяц проведения занятий
Количество
занятий
IX
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
X
XI
XII
I
II III IV V
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36 занятий по 15 минут=540 минут, 9 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Технологии обучения в образовательном процессе:
На ряду с традиционными образовательными технологиями( наглядные, практические,
словесные методы и приемы традиционной педагогики) педагоги дополнительного
образования применяют так же и инновационные (активные) технологии обучения.
Название технологии
Здоровьесберегающие
технологии
Личностноориентированные
технологии
Игровые технологии
Задачи
увеличение резервов
здоровья;
овладение набором
простейших норм и
способов поведения,
способствующих
сохранению
и
укрепления
здоровья
всеми
субъектами
образовательного
процесса;
формирование
субъектной позиции
по отношению к
своему здоровью и
ценностного
отношения к своему
отношению у детей,
сотрудников,
родителей
Гуманистическая
направленность
содержания
деятельности ДОУ;
Обеспечение
комфортных,
бесконфликтных и
безопасных условий
развития личности
ребенка, реализация
ее
природных
потенциалов;
Приоритет
личностных
отношений;
Индивидуальный
подход
к
воспитанникам,
сотрудникам,
родителям ДОУ;
Субъект-субъектное
взаимодействие
Развитие
Формы организации, методы,
средства и приемы
Пальчиковая гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная
гимнастика;
Динамические паузы;
Релаксация;
Игры;
упражнения,
логикоматематические игры;
Коллективные дела, работа
Технология
развивающего
обучения
взаимодействия
в малых группах,
«Ребенок-ребенок»;
игры и тренинги на умение
договариваться,
«Ребенок-родитель»;
игры
с правилами,
«Ребенок-взрослый
для
обеспечения
игры-соревнования,
душевного
благополучия»;
Коррекция
импульсивного,
демонстративного,
протестного,
агрессивного,
конформного
поведения;
Формирование
умений и навыков
дружеского
коммуникативного
взаимодействия;
Решение задач
«социального»
закаливания;
Создание условий
для
развития
личностных качеств
и способностей всех
субъектов
открытого
образовательного
пространства;
Развитие
навыков
полноценного
межличностного
общения,
помогающего
ребенку
понять
самого себя
Технология развивающего
Метод
поисковой
обучения,
которая
деятельности;
направлена на освоение не
Приемы,
частных
способов
направленные
на
действия, умений, навыков,
создание ситуации
а принципов действия.
успеха
и
Здесь педагог выступает
комфортности
как
партнер,
функция ( Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов);
которого заключается не в
передаче знаний, а в
организации собственной,
самостоятельной
деятельности детей. Она
построена на общении
детей, совместном решении
задач,
педагогическом
творчестве
и
компетентности взрослого.
создания
проблемных
Технология
Создать у детей Метод
ситуаций
с
элементами
проблемного,
мотивационную
поискового обучения,
ситуацию
для самооценки (Л.В. Занков)
основанная
на
«открытия» нового
дидактических
знания или способа
принципах
действий;
Л.В. Занкова
Развивать
мышление и речь
Развитие интеллекта детей
Использование логических
дошкольного возраста
блоков З. Дьенеша
Технологии
ТРИЗ,
интеллектуального
Мнемотехника
развития
Использование технологии
А. Зака
Моделирование
(А.М. Вербенец)
Палочки Кьюзенера
Технология детского
Развитие творческих
исследования
способностей;
беседы, вопросы
( А.И. Савенков)
приобретение
сравнения
ребенком
новых
знаний,
умений,
навыков
исследовательского
поведения
и
обработки
полученного
материала
Информационно Являются
Использование ноутбука
коммуникативные
современным
Использование глобальной
технологии
инструментом для
сети Интернет
сбора и обработки
Использование
информации,
мультимедийных
помогают
презентаций;
ориентироваться в
Использование
источниках
мультимедийной системы
информации
и
“ Mimio”
делать
выводы,
задавать вопросы на
интересующую
тему,
проявлять
творчество,
побуждать
искать
новые
нетрадиционные
формы и методы.
Повышение
качества обучения;
Формирование
информационной
компетентности детей,
сотрудников,
родителей;
Развитие мелкой моторики
рук;
Технология развития Подготовка руки к письму
тонкой
моторики в тетрадях
пальцев рук
пальчиковые игры,
выкладывание фигур из
палочек,
раскладывание
и
складывание
разборных
игрушек,
расстегивание
пуговиц,
шнуровки,
Методическое и материально – техническое обеспечение
Интернет-ресурсы
http://ps.1september.ru
http://dob.1september.ru
http://zdd.1september.ru
http://doshvozrast.ru/igra.htm
http://vidahl.agava.ru
http://www.logozavr.ru/2/
http://www.edu.ru
http://www.fcpro.ru
http://www.leon4ik.com/load/programmy_dlja_detej/33
http://www.prosv.ru/umk/doshkolka
http://detkivsadu.ru/
http://doshvozrast.ru/index.htm
www.trizminsk.org
Список литературы
1. Корниенко Г. «Занимательные задачи и головоломки для детей 4-7 лет» ,Москва, Айрис
Пресс, 2014 г.
2. Береславский Л.Я. «Интеллектуальная мастерская», Москва,2000 г.
3. Т.В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники» «Детство-Пресс» 2005 г.
4. Зак А. «Интеллектика для дошкольников», Москва, Интеллект-Центр, часть I , 2005 г.
5. Зак А. «Интеллектика для дошкольников», Москва, Интеллект-Центр, часть II, 2005 г.
6. А.З. Зак «600 игровых задач для развития логического мышления детей», Ярославль,
«Академия развития»,1998 г.
7. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, 2-я младшая группа», Москва,
«Скрипторий 2003», 2014 г.
8. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, средняя группа», Москва, «Скрипторий
2003», 2014 г.
9. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, старшая группа», Москва, «Скрипторий
2003», 2014 г.
10. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, 2-я подготовительная группа», Москва,
«Скрипторий 2003», 2014 г.
11. Л.Береславский «Современные игровые методики развития интеллекта», Москва,
Школьная Пресса, 2010 г.
12. Т.И. Ерофеева «Знакомство с математикой»– Москва, «Просвещение», 2006 г.
13. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление для детей 4-5 летЕкатеринбург, ООО «Книга-Мир», 2010 г.
14. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление для детей 5-6 летЕкатеринбург, ООО «Литур-опт», 2012 г.
15. Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного
возраста», СПб, Детство-Пресс, 2010 г.
16. Е.В. Казанцева «Математика с улыбкой», Ярославль, «Академия развития», 2001 г.